Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 16 декабря 2022 г. по делу N 33а-1153/2022
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Санникова А.Б, Меркулова Д.В, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Гусева А.О. на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 7 сентября 2022 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований военнослужащего войсковой части N капитана Гусакова Анатолия Георгиевича о признании незаконными действий начальника территориального отделения г. Новороссийск филиала "Южный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение филиала ФГАУ "Росжилкомплекс"), связанных с отказом в принятии истца и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в избранном месте жительства.
Заслушав доклад судьи Костина В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения Гусакова А.Г. и его представителя Гусева А.О. в обоснование поданной жалобы, судебная коллегия
установила:
Гусаков А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
признать незаконным решение начальника отделения филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 18 июля 2022 года N ТО4-33/8, которым в принятии истца и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, форма обеспечения - предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) отказано на том основании, что общая площадь находящегося у него в собственности жилого помещения более учётной нормы, установленной в избранном им месте жительства;
обязать это должностное лицо принять их на жилищный учёт.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит отменить решение суда в связи с несоответствием изложенных в решении суда выводов обстоятельствам дела, нарушением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не учтено, что площадь жилой комнаты в ранее предоставленной Гусакову А.Г. квартире в городе "данные изъяты" составляет 18, 2 кв. м. С учетом этого на каждого члена его семьи, состоящей из четырёх человек, приходится по 4, 55 кв. м площади этого жилого помещения, что менее учётной нормы.
Кроме того, в жалобе делается ссылка на то, что учётная норма площади жилого помещения в избранном в качестве места жительства городе Новороссийске для граждан, проживающих в благоустроенных жилых помещениях, составляет не более 12 кв. м на одного человека.
Представитель считает, что суд должен был учесть, что Гусаков А.Г. является действующим военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации, а поэтому в соответствии с пунктом 1 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на него распространяется единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учётом, в том числе общей продолжительности военной службы.
Рассмотрев материалы дела и приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Утверждение в жалобе о том, что при решении вопроса об обеспеченности жильём по установленной норме и принятии на жилищный учёт в расчёт должна приниматься площадь жилой комнаты в квартире, а не её общая площадь, является ошибочным.
В частях 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ установлено, что учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Вместе с тем принятое по данному делу решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, сославшись на пункт 18 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пришёл к выводу о том, что Гусаков А.Г, ранее обеспеченный жильём за счёт военного ведомства в избранном им в качестве места жительства городе Подольске, не может быть принят на жилищный учёт, так как обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи (по 9, 67 кв. м) более установленной в этом городе учётной нормы (8 кв. м).
Однако такой вывод гарнизонного военного суда нельзя признать обоснованным.
В пункте 18 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз.
По смыслу этого положения оно касается лиц, подлежащих увольнению или уволенных с военной службы и не возобновлявших её в последующем.
В то же время согласно абзацам 12 и 17 п. 1 ст. 15 того же Федерального закона военнослужащим - гражданам, назначенным на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского звания (начиная с 1 января 1998 года) и проживающим совместно с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении указанными военнослужащими-гражданами общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанными федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом либо уполномоченными ими органом или учреждением по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 этого Федерального закона.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такое право может возникнуть у военнослужащего в случае изменения семейного положения, в результате чего обеспеченность общей площадью ранее предоставленного ему жилого помещения на каждого совместно проживающего с ним члена семьи станет меньше учётной нормы.
В пункте 5 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1768 (в редакции, действовавшей до 28 сентября 2022 года), было установлено, что в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту прохождения военной службы, а при наличии права на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства - по избранному месту жительства.
Согласно пункту 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как видно из материалов дела, в 2003 году Гусаков А.Г. окончил Военный автомобильный институт и получил в связи с этим офицерское звание.
В 2012 году он был досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В 2016 году Гусаков А.Г. вновь поступил на военную службу по контракту и проходит её в войсковой части N, дислоцированной в городе "адрес". По состоянию на 8 марта 2022 года общая продолжительность его военной службы составила 20 лет.
В 2012 году в связи с увольнением с военной службы Гусакову А.Г. на состав семьи из двух человек (он и супруга) в избранном в качестве места жительства городе Подольске по договору социального найма была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 38, 7 кв. м, на которую в 2013 году им зарегистрировано право собственности.
В настоящее время в связи с рождением детей (в ДД.ММ.ГГГГ году дочери и в ДД.ММ.ГГГГ году сына) состав семьи Гусакова А.Г. составляет 4 человека.
14 июня 2022 года Гусаков А.Г. обратился в отделение филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" с заявлением о принятии его с членами семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении в избранном месте жительства городе Новороссийске с формой обеспечения - предоставление жилищной субсидии.
Решением начальника отделения филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 18 июля 2022 года N ТО4-33/8 в принятии истца и членов его семьи на жилищный учёт отказано на основании пункта 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ в связи с тем, что общая площадь находящегося у него в собственности жилого помещения более учётной нормы, установленной в избранном им месте жительства.
Между тем в этом решении не учтено, что обеспеченность Гусакова А.Г. и членов его семьи жильём составляет менее учётной нормы, установленной в избранном им при подаче вышеуказанного заявления в качестве места жительства городе "адрес" (12 кв.м).
Наличие у него с членами семьи жилого помещения в городе Подольске не свидетельствует об отсутствии у них права на улучшение жилищных условий, поскольку на основании частей 7 и 8 ст. 57 ЖК РФ и пункта 4 Правил расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76, площадь ранее предоставленного жилья подлежит учёту при предоставлении другого жилого помещения либо расчёта размера жилищной субсидии.
Таким образом, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права.
В то же время требование о возложении на административного ответчика обязанности принять Гусакова А.Г. и членов его семьи на жилищный учёт не подлежит удовлетворению, так как этот вопрос должен рассматриваться в жилищном органе с учётом всех фактических обстоятельств, существующих на момент рассмотрения заявления о принятии на жилищный учёт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 7 сентября 2022 года по административному исковому заявлению Гусакова Анатолия Георгиевича отменить.
Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Гусакова Анатолия Георгиевича удовлетворить частично.
Решение начальника территориального отделения г. Новороссийск филиала "Южный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации от 18 июля 2022 года N ТО4-33/8 об отказе в принятии Гусакова Анатолия Георгиевича и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, признать незаконным.
Обязать начальника территориального отделения г. Новороссийск филиала "Южный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации в течение месяца после поступления для исполнения копии апелляционного определения повторно рассмотреть вопрос о принятии Гусакова Анатолия Георгиевича и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания, о чём сообщить в суд и административному истцу.
В удовлетворении требования административного истца о возложении на административного ответчика обязанности принять его и членов его семьи на жилищный учёт отказать.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий В.А. Костин
Судьи А.Б. Санников
Д.В. Меркулов
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 декабря 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.