Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 июня 2008 г. N А13-1288/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Вологодская региональная компания по реализации газа" Мешковой A.M. (доверенность от 19.03.2008),
рассмотрев 03.06.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вологодская региональная компания по реализации газа" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.01.2008 по делу N А13-1288/2007 (судья Виноградов О.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вологодская региональная компания по реализации газа" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области, муниципальному образованию "Город Вологда" в лице Департамента финансов администрации города Вологды, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации о взыскании 160 112 руб. 93 коп. расходов, возникших в результате предоставления в 2004 году отдельным категориям граждан льгот по оплате газа во исполнение Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах N 5-ФЗ).
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены муниципальное учреждение "Жилищно-коммунальный расчетный центр города Вологды", Управление Федеральной службы безопасности по Вологодской области, управление труда и социального развития по муниципальному образованию "Город Вологда", Комитет жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации города Вологды.
Решением от 29.01.2008 требования истца удовлетворены частично, с Российской Федерации за счет средств ее казны в пользу Общества взыскано 78 174 руб. 71 коп. В остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение в части отказа во взыскании налога на добавленную стоимость (далее - НДС), а также в части применения срока исковой давности за январь 2004 года и, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новый судебный акт, которым удовлетворить требования истца в размере 109 979 руб. 41 коп. Общество ссылается на то, что узнало о нарушении своего права 09.04.2004, следовательно, срок исковой давности не пропущен.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество предоставляло отдельным категориям граждан льготы по оплате газа. В результате предоставления льгот у Общества возникли расходы, невозмещение которых послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Законом о ветеранах (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что ветераны имеют право на льготы по оплате коммунальных услуг. Статьей 10 названого Закона предусмотрено, что расходы на оплату коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок возмещения расходов, указанных в названной статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 18 постановления от 22.06.2006 N 23 (далее - постановление N 23), если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Принимая во внимание положения статьи 10 Закона о ветеранах, разъяснения, содержащиеся в постановлении N 23, и установив, что средства из федерального бюджета на реализацию льгот не выделялись, суд пришел к правильному выводу о необходимости возмещения в данном случае расходов, возникших в процессе исполнения Закона о ветеранах, за счет казны Российской Федерации.
В силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно статье 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1099, внесение коммунальных платежей производится за истекший месяц. Следовательно, истец должен был узнать о нарушении своего права с момента предоставления гражданину соответствующей льготы и выставления счета на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, кассационная инстанция отклоняет ссылку подателя жалобы на то, что он узнал о нарушении своего права 09.04.2004, поскольку списки граждан были согласованы только 23.03.2004, а администрация города Вологды только 09.04.2004 перечислила денежные средства за январь 2004 года, как не имеющую правового значения для определения начала течения срока исковой давности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового Кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Денежные средства, полученные из бюджетов различного уровня в связи с применением льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы по НДС не учитываются.
Ввиду изложенного суд кассационной инстанции отклоняет довод подателя жалобы неправомерности отказа во взыскании сумм НДС.
Оценив все представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что Общество доказало факт предоставления льгот и понесенные в связи с этим расходы в сумме 78 174 руб. 71 коп.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют, решение вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.01.2008 по делу N А13-1288/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вологодская региональная компания по реализации газа" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
О.Г. Соснина |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 июня 2008 г. N А13-1288/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника