Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 июня 2008 г. N А05-8303/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02 апреля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Боглачевой Е.В., Ломакина С.А.,
рассмотрев 03.06.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.10.2007 (судья Шадрина Е.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2008 (судьи Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В., Бочкарева И.Н.) по делу N А05-8303/2007,
установил:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее - Управление ФСИН) обратилось в Арбитражный cyд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее Инспекция) от 02.08.2007 N 22-19/1627.
Решением суда первой инстанции от 10.10.2007 решение Инспекции о 02.08.2007 N 22-19/1627 признано недействительным в части привлечения заявителя к ответственности в виде взыскания 278 503 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ Кодекс) за неуплату налога на прибыль, доначисления 1 659 898 руб. налога не прибыль и 521 956 руб. пеней.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции Управление ФСИН в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявило письменный отказ в части требований о признании недействительным решения Инспекции от 02.08.2007 N 22-19/1627 с доначислении 56 313 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц.
Постановлением апелляционного суда от 25.01.2008 решение суда первой инстанции от 10.10.2007 отменено в части признания недействительным решения Инспекции от 02.08.2007 N 22-19/1627 о начислении Управлению ФСИН 56 313 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц. Производство по настоящему делу в указанной части прекращено в связи с отказом заявителя от иска. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверку соблюдения Управлением ФСИН законодательства о налогах и сборах за период с 01.10.2003 по 30.11.2006.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 02.08.2007 N 22-19/1627 о доначислении Управлению ФСИН налога на прибыль, пеней по налогам на прибыль и на доходы физических лиц, а также о привлечении его к ответственности в виде взыскания штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль.
Заявитель обжаловал решение Инспекции в арбитражный суд.
Суды частично удовлетворили требования Управления ФСИН, правомерно указав на недоказанность Инспекцией занижения заявителем налога на прибыль.
В ходе проверки налоговый орган установил занижение заявителем облагаемой налогом на прибыль базы за 2003-2005 годы в результате не включения в состав внереализационных доходов 4 882 592 руб., безвозмездно полученных от учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы.
Согласно статье 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации для российских организаций признаются полученные организацией доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме (статья 41 НК РФ).
В статье 251 НК РФ приведен перечень доходов, не учитываемых при определении базы, облагаемой налогом на прибыль. В силу пункта 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления. К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в редакции, действовавшей в проверяемый период, далее - Закон N 5473-1) финансирование уголовно-исполнительной системы (УИС) осуществляется целевым назначением с указанием отдельной строкой в федеральном бюджете на основе нормативов, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Доходы от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыль предприятий учреждений, исполняющих наказания, после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты используются для улучшения условий содержания осужденных и заключенных, привлечения осужденных к труду, а также развития социальной сферы учреждений, исполняющих наказания.
Федеральный и территориальные органы УИС имеют право создавать специальные внебюджетные фонды для оказания финансовой помощи отдельным учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, из доходов от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыли предприятий учреждений, исполняющих наказания, в размере не более 30 процентов после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты. Положения о специальных внебюджетных фондах утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.3 Положения о специальных внебюджетных фондах Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.02.2003 N 26 (далее - Положение), учреждения, исполняющие наказания, и предприятия учреждений, исполняющих наказания, а также предприятия, учреждения и организации, созданные для обеспечения деятельности УИС Министерства юстиции Российской Федерации, в соответствии с выбранной и утвержденной отчетной политикой для целей бухгалтерского учета и налогообложения, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации по уплате в бюджет начисленного налога на прибыль, перечисляют в фонды денежные средства в размере до 30 процентов от фактической прибыли (дохода), остающейся в их распоряжении после обязательных расчетов с бюджетом, из которых треть перечисляется в Главное управление исполнения наказаний (ГУИН) Министерства юстиции Российской Федерации, а оставшаяся часть - в распоряжение соответствующих территориальных органов УИС Министерства юстиции Российской Федерации.
Согласно пункту 4.2 Положения средства фондов расходуются на основании ежегодно разрабатываемых экспертной комиссией ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации и территориальными органами УИС Министерства юстиции Российской Федерации и утверждаемых руководством ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации, соответственно, смет доходов и расходов фондов.
При рассмотрении дела суды установили, что спорные денежные средства поступали по решению органов исполнительной власти федерального уровня, которым четко регламентированы цели их использования; учет поступивших денежных средств велся Управлением ФСИН по отдельной смете доходов и расходов, исполнение которой контролировалось соответствующими территориальными органами федерального казначейства в строгом соответствии с бюджетной классификацией доходов и расходов, утвержденной Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Доказательства, опровергающие установленные судами обстоятельства, налоговым органом не представлены.
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что денежные средства, перечисленные учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы в распоряжение Управления ФСИН, относятся к целевым поступлениям, которые в силу пункта 2 статьи 251 НК РФ не учитываются для целей налогообложения прибыли.
Суды правильно применили нормы материального права, признав решение Инспекции в части доначисления Управлению ФСИН налога на прибыль, соответствующих пеней и налоговых санкций по спорному эпизоду не соответствующим нормам налогового законодательства.
В ходе проведения проверки Инспекцией также установлено, что заявитель в 2003-2005 годах занизил налогооблагаемую прибыль вследствие не включения в состав внереализационных доходов имущества и денежных средств, полученных от физических и юридических лиц в виде благотворительной помощи.
Удовлетворяя требования Управления ФСИН по данному эпизоду, суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики-получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и иным аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ,
Согласно статье 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
При этом учреждение является одной из организационно-правовых форм, в которой могут создаваться юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями (часть 3 статьи 50 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 50 ГК РФ некоммерческими являются организации, не имеющие своей целью извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Управление ФСИН является некоммерческой организацией в форме государственного учреждения, а следовательно, может быть отнесено к числу организаций, имеющих право на получение пожертвований в силу статьи 582 ГК РФ.
Материалами дела также подтверждается, что заявитель ведет раздельный учет бюджетных средств, целевых средств и безвозмездных поступлений (пожертвований) в порядке, установленном статьей 251 НК РФ.
С учетом изложенного судами правомерно признано недействительным оспариваемое решение Инспекции по данному эпизоду.
В ходе проведенной проверки Инспекцией также установлено занижение Управлением ФСИН в 2003-2005 годах налогооблагаемой прибыли вследствие не включения в состав доходов от реализации 741 915 руб., полученных от Октябрьского отдела внутренних дел города Архангельска (далее - ОВД) за содержание здания.
Как видно из материалов дела и установлено судом, между Управлением ФСИН и ОВД 01.01.2003 заключен договор N 29/7-76 о совместном пользовании помещениями в спорном здании. Условиями названного договора предусмотрено, что ОВД (пользователь) оплачивает стоимость коммунальных услуг пропорционально занимаемой площади.
Управлением ФСИН в течение проверяемого периода ежеквартально выставлялись в адрес пользователя счета-фактуры за оказанные коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг) имущество прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Согласно статье 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки, и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Управление ФСИН не получало экономическую выгоду, а только перевыставляло пользователю расходы, оплаченные организациям коммунального хозяйства. Поскольку ОВД не выплачивало заявителю вознаграждение за организацию получения коммунальных услуг, у последнего не возникло объекта обложения налогом на прибыль.
Таким образом, у Инспекции отсутствовали законные основания для доначисления Управлению ФСИН налога на прибыль, пеней и налоговых санкций по данному эпизоду.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 10 2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 01 2008 по делу N А05-8303/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
|
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июня 2008 г. N А05-8303/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника