Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 июня 2008 г. N А66-6940/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 апреля 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 мая 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Ломакина С.А., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области Орловой С.А. (доверенность от 09.06.2008 N 03-28/07552),
рассмотрев 10.06.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 14.12.2007 по делу N А66-6940/2007 (судья Белов О.В.),
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Вологино" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области (далее - Инспекция) от 19.09.2007 N 1107.
Решением суда от 14.12.2007 заявление Кооператива удовлетворено.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать Кооперативу в удовлетворении заявленный требований. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применены нормы статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), а также статей 27 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации. Инспекция полагает, что при исчислении авансового платежа по земельному налогу за первый квартал 2007 года Кооператив занизил кадастровую стоимость земельного участка.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.05.2008 (судьи Блинова Л.В., Ломакин С.А., Никитушкина Л.Л.) рассмотрение кассационной жалобы отложено на 10.06.2008.
В связи с болезнью председательствующего Блиновой Л.В. на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена.
После замены состава суда рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Представители Кооператива, в установленном порядке извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Кооперативом представлен налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за первый квартал 2007 года. По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией принято решение от 19.09.2007 N 1107 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности. Указанным решением Кооперативу доначислено 31 276 руб. земельного налога за первый квартал 2007 года и 1 192 руб. 01 коп. пеней.
Основанием для доначисления земельного налога послужил вывод Инспекции о том, что налогоплательщиком занижена кадастровая стоимость земельного участка (указана стоимость 15 001 668 руб. вместо 56 707 240 руб.).
Заявитель обжаловал решение налогового органа в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Кооператива, указав на то, что земли площадью 2 449 000 кв. м., находящиеся в бессрочном пользовании Кооператива, отнесены к категории земель лесного фонда и подлежат освобождению от уплаты земельного налога.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ с 1 января 2005 года вступила в силу глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статья 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу статьи 387 НК РФ земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом ставки, порядок и сроки уплаты налога определяют представительные органы муниципальных образований.
Решением Собрания депутатов Калининского района Тверской области от 30.09.2005 N 49 "О земельном налоге", принятым в соответствии с главой 31 НК РФ, земельный налог введен в действие на территории Калининского района Тверской области с 1 января 2006 года, определен порядок введения земельного налога на территории Калининского района Тверской области, установлены налоговые ставки применительно к налоговой базе, определяемой как кадастровая стоимость земельных участков и исчисленной в соответствии со статьями 389 - 392 главы 31 НК РФ.
Согласно пункту 5 названного решения налоговые льготы по земельному налогу предоставляются в соответствии со статьей 395 главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации. Пунктом 6 решения предусмотрен порядок и сроки предоставления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы.
Пунктом 1 статьи 390 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Как следует из материалов дела, заявителю предоставлено 5 415 га земли, в том числе в коллективно-долевую собственность 2 799 га, в бессрочное (постоянное) пользование 2616 га в границах, указанных на чертеже, для ведения сельского хозяйства.
Согласно выписке из государственного земельного кадастра от 13.04.2007 (л.д. 16-17) за Кооперативом зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 69:10:00 00 35 0021 общей площадью 33 300 000 кв. м., кадастровая стоимость определена 56 703 240 руб. При этом на весь земельный участок определена категория земель "земли сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда.
В письме администрации муниципального образования Тверской области "Калининский район" от 07.08.2006 N 15/2002 указано, что земельный участок с кадастровым номером 69:10:00 00 35:0021 общей площадью 3 330 га имеет в своем составе земли лесного фонда площадью 2 449 га (лист дела 36).
Однако согласно письму Территориального отдела N 4 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области от 23.11.2007 N 4811 "постановление об изъятии у Кооператива земельного участка под лесными землями и передаче его кому-либо не принималось, то есть участок под лесными землями продолжает находиться в постоянном (бессрочном) пользовании Кооператива категории земель сельскохозяйственного назначения". Невозможность использования всего земельного участка в сельскохозяйственных целях Кооперативом не подтверждена и он на это обстоятельство не ссылается.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается: в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; документах государственного земельного кадастра; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую") предусмотрена возможность перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в исключительных случаях, связанных с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса.
В статье 5 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" определен порядок внесения изменений в государственный кадастр недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. В частности пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для внесения изменений в документы государственного земельного кадастра. О внесенных изменениях орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 2). Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 3).
Суд кассационной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции о правильности применения к спорным землям, включенным в состав земель сельскохозяйственного назначения, освобождения от уплаты земельного налога. В материалах дела отсутствуют доказательства перевода земель площадью 2 449 га в категорию земель лесного фонда.
При таких обстоятельствах решение суда от 14.12.2007 подлежит отмене. В удовлетворении требований Кооператива следует отказать.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Кооператива в пользу Инспекции следует взыскать 2 000 руб. судебных расходов за рассмотрение дела в суде первой инстанции и в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14.12.2007 по делу N А66-6940/2007 отменить.
В удовлетворении требований Сельскохозяйственного производственного кооператива "Вологино" отказать.
Взыскать с Сельскохозяйственного производственного кооператива "Вологино" в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области 2 000 рублей судебных расходов.
Взыскать с Сельскохозяйственного производственного кооператива "Вологино" в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
О.Р.Журавлева |
Судьи |
С.А. Ломакин |
|
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июня 2008 г. N А66-6940/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника