Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 июня 2008 г. N А56-14900/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кирилловой И.И., Старченковой В.В., при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Масленникова Д.А. (доверенность от 09.01.2008), от закрытого акционерного общества "Тепломагистраль" Ботова В.П. (доверенность от 30.11.2007) и Лебедя Д.В. (доверенность от 12.08.2007), от Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Груниной В.В. (доверенность от 05.06.2008) и Коптина Д.В. (доверенность от 05.06.2008),
рассмотрев 09.06.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2007 (судья Ятманов А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 (судьи Горбик В.М., Мельникова Н.А., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-14900/2007,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к закрытому акционерному обществу "Тепломагистраль" (далее - Общество) о взыскании стоимости тепловых потерь в сумме 11 371 531 руб. 31 коп. за период с ноября 2006 года по апрель 2007 года на основании договора от 30.10.2006 N ТТЭ-01 (далее - договор).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет).
Решением суда от 15.10.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.03.2008, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, условие пункта 4.7 договора, фактически предусматривающее договорной тариф, не соответствует действующему законодательству. Предприятие считает, что в связи с отсутствием необходимой и достаточной нормативной базы в области теплоэнергетики при разрешении споров о возмещении стоимости тепловых потерь следует применять положения законодательства об электроснабжении по аналогии закона.
В отзыве Общество, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Комитет также направил отзыв на жалобу, в котором указал, что щ формировании тарифов на тепловую энергию, отпускаемую Предприятием в 2006 2007 годах, реализация тепловой энергии Обществу учтена по тарифу соответствующему группе потребителей "Прочие (иные) потребители", в связи с чем образовавшиеся в результате реализации истцом ответчику тепловой энергии по тарифу производителя (ОАО "Северо-Западная ТЭЦ") убытки не могут бьть компенсированы Предприятию в рамках, государственного регулирования на последующий период. Комитет считает, что при отсутствии у Общества договора купли-продажи тепловой энергии с ОАО "Северо-Западная ТЭЦ" оно необоснованно применяло тарифы, установленные для производителя энергии.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы жалобы, а представители Общества и Комитета - доводы своих отзывов.
Законность решения суда и постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между Предприятием (заказчик) и Обществом (исполнитель) 30.10.2006 заключен договор N ТТЭ-01 оказания услуг по передаче тепловой энергии. В соответствии с пунктом 1.1 договора исполнитель обязался оказывать услуги по передаче (транспортировке) тепловой энергии через сеть, находящуюся на его балансе, а заказчик - своевременно и в полном объеме оплачивать услуги по транспортировке тепловой энергии.
Пунктом 4.7 договора в согласованной сторонами редакции предусмотрен порядок оформления, предъявления к оплате и компенсации тепловых потерь. В частности, названным пунктом установлено, что стоимость тепловых потерь определяется из расчета количества тепловых потерь, понесенных на оборудовании исполнителя, и тарифа на выработку тепловой энергии, утвержденного Комитетом для ОАО "Северо-Западная ТЭЦ" (134,17 руб./Гкал в 2006 году и 154,26 руб./Гкал в 2007 году). Актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей (приложение N 2 к договору) установлены границы балансовой принадлежности между исполнителем и ОАО "Северо-Западная ТЭЦ", а также между исполнителем и Предприятием.
В силу пункта 5.4 договора учет потерь тепловой энергии через изоляцию оборудования исполнителя осуществляется на основании разности показаний приборов коммерческого учета, установленных на границе балансовой принадлежности ОАО "Северо-Западная ТЭЦ" и Общества, и приборов коммерческого учета, установленных на втором контуре тепловых сетей теплообменной станции, расположенной на Приморской котельной (ТОС).
Покупателем тепловой энергии в горячей воде на основании договора от 23.10.2006 N Т-06, заключенного с ОАО "Северо-Западная ТЭЦ", является Предприятие. Согласно пункту 1.2 договора N Т-06 поставка тепловой энергии осуществляется продавцом на границе эксплуатационной ответственности между продавцом и покупателем (приложение N 2) - ограждение (забор) территории КНС-1 до сечения А-А.
Предприятие посчитало, что, поскольку в соответствии с актами разграничения балансовой принадлежности к указанным договорам оно является собственником приобретенного товара на границе сетей между ОАО "Северо-Западная ТЭЦ" и Обществом, пункт 4.7 договора в части установления фактически договорного тарифа по возмещению стоимости тепловых потерь не соответствует положениям законодательства в сфере теплоснабжения и является ничтожным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В связи с этим заказчик сделал вывод о том, что Общество должно оплачивать ему стоимость тепловых потерь по тарифу, утвержденному для Предприятия (590,65 руб./Гкал в 2006 году и 680 руб./Гкал в 2007 году), и обратился в суд с требованием о взыскании с ответчика 11 371 531 руб. 31 коп. компенсации тепловых потерь.
Суд первой инстанции посчитал, что покупателем тепловой энергии является лицо, непосредственно присоединенное к сетям энергоснабжающей организации. Поскольку в отличие от ответчика Предприятие не присоединено к сетям ОАО "Северо-Западная ТЭЦ", оснований для применения в правоотношениях по компенсации Обществом тепловых потерь тарифа, установленного для истца, нет. Кроме того, суд исходил из согласованного сторонами условия пункта 4.7 договора, а также указал, что на спорные правоотношения не распространяются положения законодательства, регулирующего электроснабжение.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда.
Кассационная коллегия считает, что принятые по делу судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Заключенный между Предприятием и Обществом договор относится к договору возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ), а также регулируется положениями действующего законодательства об энергоснабжении.
Федеральным законом от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предусмотрено, что цены на электрическую и тепловую энергию подлежат регулированию уполномоченными государственными органами. По смыслу статей 2 и 3 названного Закона тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов. Статьей 5 этого Закона полномочиями по государственному регулированию тарифов наделено Правительство Российской Федерации.
Согласно пункту 66 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
В соответствии с пунктом 58 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую энергию) на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2, расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям определяется из расходов на эксплуатацию тепловых сетей и расходов на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях. В составе расходов учитываются тепловые потери через изоляцию трубопроводов тепловых сетей и с потерями теплоносителей и потери (в том числе с утечками) теплоносителей (пункт 61.2). Расходы на компенсацию указанных потерь и затрат определяются по действующим тарифам и ценам на каждый из видов ресурсов, получаемых по договорам с поставщиками (производителями), или по расходам на их производство в тех случаях, когда энергоснабжающая организация, наряду с оказанием услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя, осуществляет производство данных ресурсов с последующим их потреблением в процессе передачи тепловой энергии (пункт 61.3).
С учетом схемы присоединения Предприятия и Общества к тепловым сетям стороны договора предусмотрели в пункте 4.7 тариф, с применением которого исчисляется стоимость потерь тепловой энергии. Этот тариф утвержден Комитетом, в связи с чем его нельзя отнести к "договорным".
Как правильно указала апелляционная инстанция, изменения в пункт 4.7 договора в установленном порядке не внесены, а следовательно, его условия в силу статей 309-310 ГК РФ подлежат применению при исполнении сторонами договора в части компенсации потерь в тепловых сетях.
Более того, как видно из отзыва Комитета и материалов дела, Обществу распоряжением Комитета от 09.10.2006 N 82-р утверждены объемы нормативных потерь. Между тем пунктом 5.4 договора в редакции протокола согласования разногласий предусмотрен порядок определения объема фактических потерь в тепловых сетях Общества. Компенсация таких потерь не подлежит государственному регулированию и производится по цене, установленной соглашением сторон. В связи с этим ссылка Предприятия на несоответствие пункта 4.7 договора положениям действующего законодательства о регулировании тарифов на тепловую энергию является несостоятельной.
Правомерным является и вывод суда первой инстанции о том, что на спорные правоотношения не распространяются положения законодательства, регулирующего электроснабжение. Доводы Предприятия об обратном являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает, что судебными актами Предприятию правомерно отказано в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 по делу N А56-14900/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Судьи |
И.И. Кириллова |
|
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 июня 2008 г. N А56-14900/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника