Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 июня 2008 г. N А56-17780/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю.,
судей Афанасьева С.В. и Шпачевой Т.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Карельский окатыш" Белькиной И.Н. (доверенность от 27.12.2007), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Хмары А.В. (доверенность от 28.08.2007), Титкова Г.А. (доверенность от 21.12.2007),
рассмотрев 18.06.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2008 по делу N А56-17780/2007 (судьи Кашина Т.А., Горшелев В.В., Попова Н.М.),
установил:
Открытое акционерное общество "Карельский окатыш" (далее - ОАО "Карельский окатыш") обратилось в Арбитражный суд города Санкт- Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" Петрозаводское отделение (далее - ОАО "РЖД"), о взыскании 42 940 руб. штрафа за задержку на станции Костомукша - Товарная Октябрьской железной дороги приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих истцу, в период с 08.06.2006 по 24.06.2006.
Решением от 16.11.2007 (судья Несмиян СИ.) с ОАО "РЖД" в пользу ОАО "Карельский окатыш" взыскано 21 780 руб. штрафа и 871 руб. 20 коп. расходов на уплату государственной пошлины, в части иска в размере 4 420 руб. по памяткам N 2900, 2904 исковое заявление оставлено без рассмотрения. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2008 решение от 16.11.2007 изменено, резолютивная часть изложена в следующей редакции: "Взыскать с ОАО "РЖД" в пользу ОАО "Карельский окатыш" 30 020 руб. штрафа, 1 217 руб. 08 коп. расходов по государственной пошлине по иску. В части иска о взыскании 4 420 руб. штрафа по памяткам N 2900, 2904 исковые требования оставить без рассмотрения. Выдать ОАО "Карельский окатыш" справку на возврат из федерального бюджета 176 руб. 80 коп. госпошлины по иску. Принять отказ от иска в сумме 400 руб. Производство по делу в части взыскания 400 руб. прекратить. В остальной части иска отказать".
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2008.
Податель жалобы ссылается на то, что суд апелляционной инстанции сделал неверные выводы в отношении взыскания штрафов в суммах 3 800 руб. и 4 400 руб., нарушив при этом требования статьи 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Карельский окатыш" просит оставить в силе обжалуемый судебный акт, считая его обоснованным и законным.
В судебном заседании представители "ОАО РЖД" подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ОАО "Карельский окатыш" обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Карельский окатыш" (владелец) и "ОАО РЖД" 01.12.2002 заключили договор N 162, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути необщего пользования, примыкающего к пути N 3 станции Костомукша - Товарная Октябрьской железной дороги.
В соответствии с пунктами 9, 10, 12 договора с железнодорожного подъездного пути вагоны возвращаются по мере готовности к уборке в количестве, согласованном сторонами, но не более 58 вагонов (232 оси) или по весу не более 5 200 тонн брутто. Возвращаемые с железнодорожного подъездного пути вагоны доставляются локомотивом владельца на свободные приемо-отправочные (выставочные) пути 3,5-11 станции Костомукша - Товарная по уведомлению не позднее, чем за 2 часа до выставления вагонов. При этом отправительские маршруты возвращаются в полном составе, одиночные вагоны группами, не менее 5 вагонов (по согласованию со станцией передача вагонов может производиться в меньшем количестве), с постановкой порожних вагонов отдельной группой. О готовности вагонов к уборке приемосдатчик владельца передает уведомление приемосдатчику станции Костомукша - Товарная по телефону с одновременной записью в "Книге уведомлений о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь" формы ГУ-2а. Задержка приема железной дорогой вагонов, предъявленных к сдаче с подъездного пути ОАО "Карельский окатыш", по вине станции оформляется актом общей формы, на основании которого время задержки из оплачиваемого времени исключается. Ответственность перевозчика за задержку по его вине приема вагонов с подъездного пути владельца наступает через 2 часа по получении уведомления о готовности вагонов к сдаче.
Полагая, что в период с 08.06.2006 по 24.06.2006 станцией Костомукша-Товарная задержан прием вагонов с грузами с железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих владельцу, сверх нормативного времени, предусмотренного пунктом 12 договора, ОАО "Карельский окатыш" предъявило ОАО "РЖД" претензию от 19.07.2006 N 10 об уплате штрафа в размере 70 800 руб. за задержку вагонов по вине перевозчика. К претензии ОАО "Карельский окатыш" приложило ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика, уведомления о готовности сдачи вагонов на выставочный путь, акты общей формы, выписку из договора на эксплуатацию пути необщего пользования.
Ответчик отказался удовлетворить претензию (уведомление N МЮ-11/34 от 28.08.06) со ссылкой на пункт 9 договора, а также на то, что истец включил в претензионный расчет "от 1 до 4 вагонов", за которые перевозчик ответственности не несет.
В связи с тем, что в претензионном порядке стороны не урегулировали возникший спор, ОАО "Карельский окатыш" обратилось в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные истцом требования в сумме 21 780 руб. штрафа с учетом признания ОАО "РЖД" иска в сумме 21 780 руб. При этом суд исходил из того, что по памяткам приемосдатчика N 2886, 2896, 2897 уведомления о готовности вагонов к уборке поданы не в полном маршруте, а по памяткам приемосдатчика N 2824, 2831 - о возврате менее 5 вагонов. В части иска в сумме 4 420 руб. по памяткам N 2900, 2904 исковое заявление оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования споров, так как штрафы в суммах 1900 руб. и 2 520 руб. по указанным памяткам в претензионном порядке не предъявлялись.
Суд апелляционной инстанции принял отказ истца от требования в сумме 400 руб. в связи с тем, что в памятке N 2897 и в акте N 2231 сумма штрафа - 800 руб. указана ошибочно; правильная сумма штрафа - 400 руб. Суд апелляционной инстанции также исходил из того, что суд первой инстанции неправомерно отказал во взыскании 3 800 руб. штрафа. Истец обоснованно заявил требование о взыскании с ответчика штрафа в сумме: 100 руб. (памятка N 2885) + 400 руб. (памятка N 2886) + 2900 руб. (памятка N 2896) + 400 руб. (памятка N 2897), 3800 руб., так как при учете памятки N 2900 видно, что маршрут является полным.
По тому же принципу суд апелляционной инстанции учел, что по памяткам N 2897 (37 вагонов), 2904 (21 вагон) ответчиком были приняты к отправке и отправлены 58 вагонов, то есть полный маршрут.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
В соответствии со статьей 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку по вине перевозчика уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Согласно пунктам 3.6, 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26, в случаях, когда размер одновременной подачи партии вагонов к месту погрузки, выгрузки превышает вместимость мест погрузки и выгрузки и она может быть погружена или выгружена без перестановки локомотивом перевозчика, передается уведомление о готовности к уборке всей одновременно поданной партии вагонов к месту погрузки и выгрузки. При наличии у перевозчика возможности допускается осуществление уборки части погруженной или выгруженной одновременно поданной партии вагонов.
Сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
Договором от 01.12.2002 N 162 предусмотрена уборка менее 5 одиночных вагонов или неполного маршрута только по согласованию со станцией. Доказательств подобного согласования истец в материалы дела не представил, поэтому в удовлетворении заявленного требования о взыскании штрафа в сумме 8100 руб. по памяткам N 2824, 2831 было отказано.
Требования истца, подтверждены соответствующими документами, что в числе прочего учтено судами первой и апелляционной инстанций при удовлетворении заявленных требований.
Указанные обстоятельства не оспариваются и подателем кассационной жалобы - ОАО "РЖД".
Довод ОАО "РЖД" о том, что суд апелляционной инстанции неправомерно учитывал количество вагонов по памяткам N 2900 и 2904 при расчете штрафа, так как в отношении данных памяток ОАО "Карельский окатыш" нарушен претензионный порядок, отклоняется судом кассационной инстанции. Указанными памятками, несмотря на то, что требования о взыскании указанных в них сумм штрафа суд оставил без рассмотрения, подтверждается выполнение истцом положений пункта 9 договора от 01.12.2002 N 162 о полноте маршрута в части требований, заявленных ОАО "Карельский окатыш" с соблюдением претензионного порядка, предусмотренного статьей 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В связи с этим приведенные в кассационной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2008 по делу N А56-17780/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога", Петрозаводское отделение, - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
С.В.Афанасьев |
|
Т.В. Шпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июня 2008 г. N А56-17780/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника