Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 июня 2008 г. N А21-3577/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Константинова П.Ю.,
при участии от Теруправления Максимова С.Н. (доверенность от 02.06.2008), от Правительства и Агентства Федорук Т.В. (доверенности от 27.02.2008 и от 09.01.2008 соответственно), от Учреждения директора Максимова С.Н. (приказ ФГУ "Объединение Росинформресурс" Минпромэнерго России от 28.12.2006 N 115-АС),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области и федерального государственного учреждения "Калининградский центр научно-технической информации" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.11.2007 (судья Лобанова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2008 (судьи Барканова Я.В., Зайцева Е.К., Старовойтова О.Р.) по делу N А21-3577/2007,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области (далее - Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Правительству Калининградской области (далее - Правительство) об обязании передать в собственность Российской Федерации часть помещений, расположенных по адресу: Калининград, Московский пр., д. 188, занимаемых федеральным государственным учреждением "Калининградский центр научно-технической информации" (далее - Учреждение).
Учреждение привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца.
Определением от 21.08.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечено областное государственное унитарное предприятие "Центр по обеспечению нужд учреждений образования, здравоохранения и социальной сферы" (далее - Предприятие).
Протокольным определением от 23.10.2007 по ходатайству истца к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Агентство по имуществу Калининградской области (далее - Агентство).
Уточнив исковые требования, Теруправление просило признать право собственности Российской Федерации на помещения третьего этажа NN 19-32, 34-37 общей площадью 307,4 кв. м, расположенные по названному выше адресу и занимаемые Учреждением.
Решением от 30.11.2007 в иске отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2008 названное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Теруправление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Как считает податель жалобы, спорное имущество в силу пункта 2 раздела II приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1) относится к федеральной собственности, так как используется Учреждением, финансируемым из федерального бюджета; поскольку со стороны ответчиков отсутствовало соответствующее волеизъявление на передачу спорных помещений в федеральную собственность в соответствии с процедурой, установленной пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), то Теруправление обратилось в арбитражный суд с иском о признании права федеральной собственности, то есть об отнесении помещений к федеральной форме собственности, а не о понуждении ответчиков совершить действия по передаче спорного имущества из одной формы собственности в другую.
В кассационной жалобе Учреждение просит судебные акты отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению подателя жалобы, принятые судебные акты противоречат Конституции Российской Федерации, Закону Российской Федерации "О библиотечном деле", Федеральному закону "О науке и государственной научно-технической политике"; помещения, занятые Учреждением, входящим в состав организаций, обеспечивающих информационное обеспечение органов власти, и финансируемым из федерального бюджета, в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 относятся к федеральной собственности. Податель жалобы не согласен с оценкой апелляционного суда спорных отношений как равноправных и гражданско-правовых.
Правительство и Агентство в отзыве на жалобу Теруправления просят оставить ее без удовлетворения, указывая, что здание, в котором находятся спорные помещения, во исполнение постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 30.04.93 N 408 в составе имущества государственно-кооперативного треста "Инжстрой" ("Инжспецстрой") (далее - Трест) передано в государственную собственность Калининградской области; в дальнейшем помещения предоставлены Учреждению по договору в безвозмездное пользование; порядок перехода права собственности между публично-правовыми образованиями установлен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, доказательств соблюдения данной процедуры истец не представил.
В судебном заседании представитель Теруправления и Учреждения (в одном лице) поддержал кассационные жалобы, подтвердив приведенные в них доводы. Представитель Правительства и Агентства (в одном лице) против удовлетворения жалоб возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Предприятие о времени и месте рассмотрения жалоб извещено надлежащим образом, однако своего представителя в заседание суда не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 30.04.93 N 408 в государственную собственность Калининградской области переданы государственные предприятия и организации, расположенные на ее территории, и государственное имущество, находящееся в пользовании предприятий и организаций, согласно приложениям N 1, 2 к постановлению. В перечень, являющийся приложением N 2 к постановлению, включен Трест, в том числе входящие в его состав управление механизации и кооперативы.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Калининградской области (далее - Комитет) от 16.12.93 N 616-р решено считать здание по адресу: Московский пр., д. 186-а, построенное по заказу Треста в 1989 году, государственной собственностью Калининградской области.
Распоряжением Комитета от 20.12.93 N 622-р Учреждению выделены помещения на первом и третьем этажах указанного выше здания; предписано закрепление помещений оформить заключением договоров аренды с Комитетом.
На основании договора от 22.07.94 N 258, заключенного Комитетом с участием балансодержателя - арендного предприятия "Мобильное управление механизации", помещения площадью 550 кв. м, расположенные в здании по адресу: Калининград, Московский пр., д. 188 (прежняя нумерация дома изменена), переданы Учреждению в аренду сроком до 31.12.2024 для использования в соответствии с уставной деятельностью.
В дальнейшем Комитет по управлению государственным имуществом Калининградской области (далее также - Комитет) и Учреждение заключили договор от 23.05.2002 N 389-БП безвозмездного пользования нежилыми помещениями N 1-19 общей площадью 306,7 кв. м на третьем этаже здания по тому же адресу на неопределенный срок.
В настоящее время здание внесено в реестр государственной собственности Калининградской области.
Распоряжением Комитета от 30.01.2003 N 52-р за Предприятием закреплено на праве хозяйственного ведения имущество согласно приложению, в том числе часть административно-бытового четырехэтажного здания по указанному выше адресу. На основании указанного распоряжения и акта приема-передачи от 12.03.2003 с приложением N 1 к нему 28.04.2004 за Предприятием зарегистрировано право хозяйственного ведения в отношении четырехэтажного административного здания общей площадью 2655,2 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 39-АА N 216693.
22.06.2006 состоялось совещание с участием представителей Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, Теруправления, правительства по вопросу о взаимодействии Теруправления с органами власти Калининградской области в процессе передачи объектов недвижимого имущества, подлежащих передаче, из одного уровня собственности в другой. По итогам совещания составлен протокол N 162, согласно которому Теруправлению совместно с Правительством поручено подготовить соответствующие перечни, согласовать их, Правительству предложено в двухмесячный срок с момента нормирования перечня подготовить пакет документов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.
Теруправление, считая, что спорные помещения как используемые федеральными органами государственной власти относятся к федеральной собственности, ссылаясь на неисполнение органами власти Калининградской области протокола от 22.06.2006 N 162, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, мотивируя свои требования пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установлением законом.
В настоящее время спорные помещения находятся в государственной собственности Калининградской области.
Порядок передачи имущества, которое находится в собственности одного уровня, но может находиться в собственности другого уровня, соответствующему публично-правовому образованию установлен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Согласно указанной правовой норме имущество подлежит безвозмездной передаче; в случае передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность предложения о такой передаче направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти; решение о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти; указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни, а момент возникновения права собственности определяется устанавливаемой этими решениями датой; на основании данных решений имущество передается одной стороной и принимается другой стороной по передаточным актам, подписываемым сторонами и утверждаемым уполномоченным органом государственной власти. С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П, положения упомянутого Федерального закона, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, предполагают необходимость волеизъявления субъекта Российской Федерации на такую передачу.
Теруправлением не представлены доказательства соблюдения указанной процедуры передачи спорных помещений, которые, по мнению истца, должны находиться в федеральной собственности, из собственности Калининградской области: перечни подлежащего передаче имущества сторонами не сформированы и не согласованы, решение о передаче имущества из собственности Калининградской области, выразившей волеизъявление на такую передачу, федеральным органом исполнительной власти не принималось. Сам по себе факт использования помещений Учреждением не может служить основанием для признания помещений, принадлежащих в настоящее время Калининградской области, находящимися в федеральной собственности.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания права собственности Российской Федерации на спорные помещения.
Доводы подателей кассационных жалоб не могут быть приняты во внимание как основанные на неправильном применении и толковании положений законодательства. В кассационной жалобе Учреждения содержатся ссылки на обстоятельства, не имеющие отношения к спорным правоотношениям, правильно квалифицированным судом.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, в связи с чем данные судебные акты должны быть оставлены в силе.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.04.2008 Теруправлению была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу. В связи с окончанием производства по кассационной жалобе на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с Теруправления в доход федерального бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.11.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2008 по делу N А21-3577/2007 оставить без изменения, а кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области и федерального государственного учреждения "Калининградский центр научно-технической информации" - без удовлетворения.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2008 г. N А21-3577/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника