Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 июня 2008 г. N А66-7108/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Боглачевой Е.В., Журавлевой О.Р., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области Колосовой Е.А. (доверенность от 05.05.2008 N 04-13),
рассмотрев 25.06.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 (судьи Чельцова Н.С., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А66-7108/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Триолит" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Тверской области с заявлением о взыскании 26 830 руб. пеней по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением от 21.12.2007 суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении заявления.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.03.2008 решение суда от 21.12.2007 отменено. Заявление общества удовлетворено полностью.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 26.03.2008 и отказать обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, обществу правомерно начислены 26 830 руб. пеней по НДС, так как согласно представленной обществом декларации уплате подлежит налог, исчисленный по ставке 18 процентов. В данном случае уплата производится не позднее 20.01.2006. Фактически налог был уплачен 16.06.2006, то есть с пропуском установленного законом срока.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность постановления апелляционного суда от 26.03.2008 проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, общество на основании контракта от 30.11.2005 N 15-05 в декабре 2005 года поставило в Узбекистан программный комплекс стоимостью 149 792 долларов США. Вывоз товара произведен по авианакладной от 24.12.2005 N 8836 3785. Авансовый платеж за товар в сумме 20 000 доллара США, что по текущему валютному курсу составило 631 197 руб., произведен покупателем 05.12.2005.
Общество 19.01.2006 представило в инспекцию налоговую декларацию по НДС за декабрь 2005 года, применив при исчислении налога налоговую ставку 0 процентов. Согласно данной декларации сумма налога, подлежащего уплате с авансового платежа, составила 96 284 руб. Платежным поручением от 20.01.2006 N 29 заявитель произвел уплату налога в бюджет в указанной сумме.
В связи с длительной неоплатой контрагентом поставленного товара в оставшейся части и отсутствием у общества возможности представить полный пакет документов, подтверждающих право на применение налоговой ставки 0 процентов, общество 19.06.2007 представило в инспекцию уточненную декларацию по НДС за декабрь 2005 года (по внутреннему рынку). В этой декларации отражен налог, подлежащий уплате в бюджет за указанный период, исчисленный исходя из полной стоимости поставленного товара, который составил 731 477 руб.
Платежным поручением от 16.06.2006 общество произвело уплату налога в сумме 635 193 руб. (с учетом ранее уплаченной суммы 96 284 руб.). Таким образом, общество уплатило НДС за рассматриваемый период полностью (731 477 руб.).
В связи с несвоевременной уплатой налога за декабрь 2005 года налоговый орган выставил обществу требование от 10.07.2006 N 69697 об уплату 26 829,09 руб. пеней за период с 21.01.2006 по 15.06.2006.
Платежным поручением от 17.07.2006 N 500 указанная сумма пеней обществом уплачена.
Считая неправомерным начисление пеней, в связи с тем, что НДС уплачен в полном объеме, общество обратилось в инспекцию с заявлениями от 03.04.2007 N 19, от 16.11.2007 N 93 о возврате пеней.
Суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ определено, что налогообложение НДС производится по налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ
Порядок исчисления НДС с выручки, полученной от реализации продукции на экспорт, установлен пунктами 1 и 6 статьи 166 НК РФ, из которых следует, что сумма налога по операциям реализации товаров на экспорт исчисляется отдельно по каждой такой операции, а общая сумма налога по таким операциям определяется в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли налоговых баз.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога в отношении операций по реализации товаров на экспорт производится только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, перечисленных в статье 165 НК РФ.
Их приведенных норм следует, что в обоснование правомерности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при осуществлении операций по реализации товаров на экспорт налогоплательщик должен представить в налоговый орган отдельную налоговую декларацию, предусмотренную пунктом 7 статьи 164 НК РФ, и пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Непредставление налогоплательщиком документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, является безусловным основанием для отказа в подтверждении права на применение налоговой ставки 0 процентов.
В пункте 9 статьи 165 НК РФ установлено, что если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), данные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 и 18 процентов. Момент определения налоговой базы в таком случае в соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ определяется в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ, то есть в том периоде, когда произошла отгрузка товара на экспорт.
Таким образом, из положений пункта 9 статьи 167 НК РФ следует, что налогоплательщику в течении 180 дней (с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта) предоставлено право сбора документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В течении этого периода у налогоплательщика нет обязанности по исчислению и уплате НДС, за исключением с суммы авансовых платежей. В данном случае обществом с сумм авансовых платежей НДС исчислен и уплачен, что не оспаривается налоговым органом.
Следовательно, не могут быть начислены пени в соответствии со статьей 75 НК РФ, поскольку в этом периоде отсутствует недоимка по налогу.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 N 14449/05.
Согласно грузовой таможенной декларации N 10115060/211205/003783 товар, вывозимый обществом, помещен под таможенный режим экспорта 22.12.2005 (проставлен штамп "выпуск разрешен"), вывезен 30.12.2005 (проставлен штамп "товар вывезен"). Следовательно, 180 - дневный срок представления документов, установленный статьей 165 НК РФ, истек 20.06.2006. Общество должно было подать налоговую декларацию за 4-й квартал 2005 года в июне 2006 года, что им и было сделано.
Поскольку общество сумму НДС, начисленную исходя из полной стоимости поставленного в спорный период товара, уплатило 16.06.2006, то есть до истечения 180-дневного срока, что не отрицается инспекцией, вывод суда первой инстанции о наличии у общества задолженности по налогу и правомерности начисления пеней, является ошибочным.
На основании изложенного не имеет правового значения факт подачи уточненной налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов, поскольку период просрочки уплаты налога следует исчислять со 181 - го дня с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм, излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней.
В пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "согласно статьям 78 и 79 НК РФ, налоговый орган при наличии соответствующего заявления налогоплательщика обязан вернуть налогоплательщику излишне уплаченную или излишне взысканную сумму налогов и пеней за вычетом сумм, подлежащих зачету в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням".
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что поскольку в рассматриваемом случае уплата пеней была произведена обществом на основании требований инспекции, то спорная сумма пеней по НДС является излишне взысканной.
В силу пункта 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон N 137-ФЗ) суммы пеней, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78, 79 части 1 НК РФ (в редакции указанного Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 137-ФЗ.
Порядок возврата излишне взысканного налога, сбора, пеней регулируется статьей 79 НК РФ, изложенной в редакции до 01.01.2007.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога (пеней) подлежит возврату налогоплательщику.
В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности). При этом пункте 7 указанной статьи предусмотрено, что правила статьи 79 НК РФ применяются также в отношении сборов и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о правомерном требовании общества возвратить ему излишне уплаченные по платежному поручению от 17.07.2006 N 500 пеней в сумме 26 830 руб. за нарушение сроков уплаты НДС за декабрь 2005 года.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основе полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены постановления от 26.03.2008 и удовлетворения жалобы.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 по делу N А66-7108/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
|
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.9 ст.165 НК РФ если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил указанные в ст.165 НК РФ документы (их копии), данные операции по реализации товаров подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 и 18 %.
По мнению ИФНС, налогоплательщику правомерно начислены пени, т.к. в случае неподтверждения правомерности применения ставки НДС 0 % налог должен быть рассчитан по ставке 18%, и уплачен, в данном случае, не позднее 20 числа следующего после отгрузки товара месяца (20.01.2006 г.), тогда как фактически уплата произведена 16.06.2006 г.
Как установил суд, по контракту с иностранной фирмой в декабре 2005 г. налогоплательщик поставил на экспорт товар. С полученной предоплаты им был исчислен и уплачен НДС. Однако оставшуюся стоимость товара контрагент в срок не оплатил. В связи с отсутствием возможности представить пакет документов, подтверждающих правомерность применения ставки НДС 0 %, налогоплательщик представил уточненную декларацию с суммой налога, исчисленной по ставке 18 % с суммы поставленного товара, и 16.06.2006 г. уплатил НДС (с учетом ранее уплаченного налога с аванса).
В обоснование правомерности применения ставки НДС 0 % и налоговых вычетов при экспорте товаров, осуществленном до 01.01.2007 г., налогоплательщик должен представить в налоговый орган отдельную налоговую декларацию, предусмотренную п.7 ст.164 НК РФ, и пакет документов, предусмотренных ст.165 НК РФ.
В силу п.9 ст.167 НК РФ момент определения налоговой базы в случае неподтверждения права применения ставки НДС 0 % определяется в порядке, установленном подп.1 п.1 ст.167 НК РФ, то есть в том периоде, когда произошла отгрузка товара на экспорт.
Таким образом, налогоплательщику в течение 180 дней (с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта) предоставлено право сбора документов, предусмотренных ст.165 НК РФ. В течение этого периода у налогоплательщика нет обязанности по исчислению и уплате НДС, за исключением с суммы авансовых платежей.
В данном случае НДС с сумм авансовых платежей исчислен и уплачен налогоплательщиком.
На основании изложенного суд указал, что пени за несвоевременную уплату налога в данном случае не могут быть начислены.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 июня 2008 г. N А66-7108/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным Арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве.
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника