Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 июля 2008 г. N А42-6635/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Михайловской Е.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Кольская горно-металлургическая компания" Кузьминой Н.Н. (доверенность от 06.12.2007 N 529),
рассмотрев 01.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу прокурора города Мончегорска на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 по делу N А42-6635/2007 (судьи Зотеева Л.В., Борисова Г.В., Шульга Л.А.),
установил:
Прокурор города Мончегорска обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Кольская горно-металлургическая компания" (далее - ОАО "Кольская ГМК", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 17.12.2007 ОАО "Кольская ГМК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления прокурора отказано.
В кассационной жалобе прокурор просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправомерность применения судом части 2 статьи 1.7 КоАП РФ. ОАО "Кольская ГМК" представлен отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы.
Прокурор, надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 06.11.2007 года прокуратурой города Мончегорска совместно с ОГПН г. Мончегорска УГПН ГУ МЧС Мурманской области проведена проверка соблюдения обществом исполнения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности. В ходе проверки установлен факт осуществления обществом предпринимательской деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, а именно эксплуатация на территории промышленной площадки ОАО "Кольская ГМК" автозаправочной станции, находящейся на балансе транспортного цеха ОАО "Кольская ГМК". Поскольку лицензия на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов у ОАО "Кольская ГМК" отсутствовала, прокурором города Мончегорска 07.11.2007 года вынесено постановление о возбуждении в отношении ОАО "Кольская ГМК" дела об административном правонарушении. Правонарушение квалифицировано по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Материалы дела в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ переданы в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление прокурора, сделав вывод о наличии в действиях общества события и состава вменяемого ему правонарушения.
Суд апелляционной инстанции также признал доказанным факт совершения обществом административного правонарушения. Вместе с тем суд оценил довод общества, что после внесения изменений в законодательство о лицензировании обязательно лицензирование эксплуатации взрывопожароопасных объектов, и в настоящее время отсутствует обязанность получения лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов. Апелляционный суд, применив положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, отменил решение суда первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции или без таковой.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ) деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежит обязательному лицензированию.
У ОАО "Кольская ГМК" имелась лицензия N 41-ЭВ-000059 (КМХ) на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов, выданная Федеральным горным и промышленным надзором России, сроком действия с 10.02.2003г. по 10.02.2008г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Минэнерго России от 01.08.2001 N 229 утверждены Правила технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01 (далее - Правила), которые устанавливают требования к эксплуатации автозаправочной станции, ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения, выдачи и учета нефтепродуктов, метрологическому обеспечению, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке.
При этом требования Правил обязательны для применения на всей территории России организациями всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по эксплуатации автозаправочных станций.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил автозаправочные станции предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами. На автозаправочных станциях осуществляются следующие технологические процессы: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов.
Деятельность автозаправочных станций неразрывно связана с совершением определенных технологических операций по приему, хранению и реализации нефтепродуктов (легковоспламеняющихся и горючих веществ).
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов" (далее - Положение).
В подпункте "а" пункта 1 Положения (в редакции, действовавшей до 15.10.2007) указано, что под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.
Исходя из вышеуказанных норм права, суд апелляционной инстанции обосновано поддержал выводы суда первой инстанции о том, что автозаправочная станция является пожароопасным производственным объектом, для эксплуатации которой необходима лицензия.
Факт эксплуатации Обществом пожароопасного производственного объекта (АЗС) при отсутствии лицензии на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта судом установлен и подтвержден представленными доказательствами. Действия Общества правомерно квалифицированы по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Однако из материалов дела следует, что суд первой инстанции принял решение о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ без учета изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2007 N 632 "О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов".
Указанными изменениями, вступившими в силу 16.10.2007, подпункт "а" пункта 1 вышеуказанного Положения дополнен после слов "друг с другом" словами "за исключением объектов, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом". Таким образом, с 16.10.2007 автозаправочные станции выведены из перечня объектов подлежащих лицензированию.
Кроме того, статьей 10 Федерального закона от 08.11.2007 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 258-ФЗ) внесены изменения в Закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ, в результате которых подпункт 29 пункта 1 статьи 17, устанавливающий обязанность лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, признан утратившим силу, а подпункт 28 изложен в новой редакции, в соответствии с которой лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.
Как указано в статье 15 Закона N 258-ФЗ, статья 10 этого Закона вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его опубликования. Закон N 258-ФЗ опубликован в "Российской газете" 14.11.2007 года. Таким образом, с 13.02.2008 пожароопасные объекты исключены из перечня объектов, для эксплуатации которых необходима лицензия. При этом технические регламенты о требованиях пожарной безопасности не введены в действие и в настоящее время Законом не определено понятие взрывопожароопасного объекта, для эксплуатации которого требуется лицензия.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. При этом отмена или признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, является основанием для прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания.
Положения данной нормы изложены и в абзаце 1 пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
На момент рассмотрения судом апелляционной инстанции жалобы общества устранена административная ответственность за осуществление деятельности по эксплуатации автозаправочной станции без лицензии как пожароопасного производственного объекта, решение суда о взыскании штрафа не исполнено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно отменил решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, и заявленные прокурором требования о привлечении общества к административной ответственности оставил без удовлетворения.
При принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не допущено, и основания для отмены постановления отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 по делу N А42-6635/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу прокурора города Мончегорска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июля 2008 г. N А42-6635/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным Арбитрахжным судом Северо-Западного округа по договору о информационно-правовом сотрудничествею
Договор приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника.