Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 июля 2008 г. N А26-7943/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Михайловской Е.А., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 08.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ассорти-1" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.02.2008 (судья Кришталь Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2008 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.) по делу N А26-7943/2007
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ассорти-1" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия (далее - Инспекция) от 05.12.2007 N 84 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 08.02.2008 в удовлетворении требований отказано. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2008 решение суда от 08.02.2008 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты, считая их необоснованными.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 28.11.2007 Инспекция провела проверку выполнения Обществом требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) и установила нарушение им требований этого Закона, выразившееся в продаже товара без применения контрольно-кассовой техники или документов строгой отчетности.
В акте от 28.11.2007 и в протоколе об административном правонарушении от 29.11.2007 N 21 указано, что в принадлежащем Обществу кафе "Бистро-Пудож", расположенном по адресу: г. Пудож, ул.Комсомольская при продаже безалкогольного напитка "Спрайт" стоимостью 40 руб. не применена контрольно-кассовая техника, кассовый чек не пробит и не выдан покупателю.
Инспекция вынесла постановление от 05.12.2007 N 21 о назначении административного наказания, которым Общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30 000 руб.
Общество оспорило постановление Инспекции в судебном порядке, указав на то, что инспекцией не была установлена вина Общества во вменяемом ему правонарушении.
Суды сделали вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.
Кассационная коллегия считает вывод судов правильным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника подлежит применению на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения форм бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Судами на основании материалов дела установлено и Обществом не оспаривается факт неприменения Обществом контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с покупателем.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Из Закона N 54-ФЗ следует, что обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов лежит на предприятии - юридическом лице или предпринимателе, осуществляющих предпринимательскую деятельность по продаже товаров. Следовательно, именно юридическое лицо или предприниматель обязаны обеспечивать выполнение этого требования, осуществлять контроль за работой продавца, с которым заключено трудовое соглашение, и именно они несут ответственность за неисполнение этой обязанности.
Следовательно, именно на организации и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении денежных расчетов и при ее применении выдавать клиентам отпечатанные кассовые чеки в момент оплаты, то есть именно они являются лицами, ответственными за использование контрольно-кассовой техники, зарегистрированной в налоговом органе, и должны обеспечивать ее применение. Данных о том, что у Общества отсутствовала такая возможность, не имеется.
С учетом изложенного следует признать, установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что Общество не приняло всех мер к соблюдению требований Закона N 54-ФЗ. При этом необходимо заметить, что протокол об административном правонарушении составлен в присутствии директора Общества без возражений.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что противоправные действия его работника освобождают Общество от ответственности судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.
Вина бармена Тротинской С.П. в не выдаче чека, ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей не являются обстоятельствами, освобождающими Общество от административной ответственности.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении требования о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.
Дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, и оснований для отмены судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.02.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2008 по делу N А26-7943/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ассорти-1" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июля 2008 г. N А26-7943/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным Арбитрахжным судом Северо-Западного округа по договору о информационно-правовом сотрудничествею
Договор приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника.