Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 сентября 2008 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 июля 2008 г. N А56-36738/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 декабря 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Абакумовой И.Д. и Асмыковича А.В., при участии от открытого акционерного общества "Ленинградсланец" Исаевой Т.С. (доверенность от 16.05.2008 N 01-40), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Сланцевскому району Ленинградской области Крень И.С. (доверенность от 10.01.2008 N 11.14/18пр.),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Сланцевскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2007 (судья Цурбина СИ.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2008 (судьи Третьякова И.О., Згурская М.Л., Протас Н.И.) по делу N А56-3673 8/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Ленинградсланец" (далее - Общество, ОАО "Ленинградсланец") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Инспекции Федеральной налоговой службы по Сланцевскому району Ленинградской области (далее - Инспекция): требования от 25.07.2007 N 118 об уплате 1 738 316 руб. единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, и 48 673 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога, решения от 31.08.2007 N 2325 о взыскании указанных сумм налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика в банках и решения от 31.08.2007 N 503 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2007 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2008 решение суда от 14.12.2007 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты и отказать ОАО "Ленинградсланец" в удовлетворении заявления, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Налоговый орган ссылается на то, что суды неправомерно удовлетворили требования Общества, оставив без внимания тот факт, что налогоплательщик уплатил не доначисленный по результатам проверки единый социальный налог, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, судами не учтено нарушение налогоплательщиком срока уплаты единого социального налога, что не отрицает и налогоплательщик.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить ее без удовлетворения. На вопрос суда о размере пеней, подлежащих уплате Обществом исходя из фактически допущенной просрочки уплаты налога (с учетом даты уплаты суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, неуплата которой в установленный срок привела к образованию недоимки по единому социальному налогу, выявленной Инспекцией), представители Общества и Инспекции, сообщили, что сумма правильно рассчитанных пеней составила 48 209, 3 руб., спора по этому вопросу у сторон нет.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество в мае 2007 года (18.05.2007 и 23.05.2007) представило в Инспекцию уточненные расчеты авансовых платежей единого социального налога за I квартал 2007 года.
В ходе камеральной проверки полученных уточненных расчетов налоговый орган установил, что Общество заявило налоговый вычет в сумме 5 036 613 руб. начисленных за I квартал 2007 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, фактически же уплатило в Пенсионный фонд Российской Федерации только 3 298 297 руб. Сумма фактически уплаченных взносов подтверждается сведениями строки 010 раздела 2.1 расчета авансовых платежей страховых взносов за I квартал 2007 года.
Выявленное расхождение с учетом положений абзаца 4 пункта 3 статьи 243 НК РФ явилось основанием для вывода Инспекции о занижении ОАО "Ленинградсланец" суммы единого социального налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет по итогам I квартала 2007 года, на 1 738 316 руб.
Решением налогового органа от 04.07.2007 N 58 (л.д. 23-25) Обществу доначислено и предложено уплатить в федеральный бюджет 1 738 316 руб. единого социального налога за I квартал 2007 года и 48 673 руб. пеней, начисленных за нарушение срока уплаты этого налога.
Это решение Обществом не оспорено.
Во исполнение решения от 04.07.2007 Инспекция направила в июле 2007 года Обществу требование N '118 (л.д. 17) об уплате в срок до 09.08.2007 числящейся у него по состоянию на 25.07.2007 задолженности по единому социальному налогу в сумме 1 738 316 руб. и пеням в сумме 48 673 руб.
Общество требование в установленный срок не исполнило, поэтому Инспекция 31.08.2007 приняла предусмотренное статьей 46 НК РФ решение N 2325 (л.д. 18) о взыскании налога и пеней в общей сумме 1 786 989 руб. за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках. Для обеспечения исполнения этого решения Инспекция в тот же день вынесла решение N 503 (л.д. 19) о приостановлении в банке Московский филиал ОАО "МЕТКОМБАНК" всех расходных операций по счету Общества, за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также операций по списанию денежных средств в счет уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
ОАО "Ленинградсланец", посчитав требование от 25.07.2007 N 118 и решения от 31.08.2007 N 2325 и N 503 незаконными, обжаловало их в арбитражном суде. В заявлении в суд Общество сослалось на уплату доначисленной по результатам камеральной проверки суммы единого социального налога и пеней по платежным поручениям от 19.07.2007 N 432 и N 433, на подачу 16.08.2007 уточненного расчета авансовых платежей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за I квартал 2007 года и направление в Инспекцию письма от 17.08.2007 N 14-1492 (л.д. 30) с просьбой отозвать требование от 25.07.2007 N 118. Общество также сообщило, что Инспекция провела камеральную проверку представленного Обществом уточненного расчета авансовых платежей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за I квартал 2007 года. В акте от 31.08.2007 N 498, составленном по результатам проверки, указано на уменьшение на 1 738 316 руб. ранее доначисленного в федеральный бюджет единого социального налога в связи с уплатой Обществом 19.07.2007 задолженности по страховым взносам.
Суд первой инстанции удовлетворил требования налогоплательщика. Суд установил, что Общество в соответствии со статьей 45 НК РФ до даты выставления требования от 25.07.2007 N 118 уплатило в федеральный бюджет единый социальный налог и пени (платежные поручения от 19.07.2007 NN 432 и 433), поэтому у Инспекции отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемых заявителем ненормативных актов.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения, но по иным основаниям. Суд подтвердил обоснованность вывода Инспекции о занижении Обществом единого социального налога, подлежащего уплате за I квартал 2007 года, на 1 738 316 руб. и неуплате этой суммы налога в бюджет на дату вынесения Инспекцией решения от 04.07.2007 N 58. Суд установил, что причиной образования недоимки по единому социальному налогу явилось завышение Обществом суммы примененного налогового вычета по сравнению с фактически уплаченным за тот же период страховым взносом на обязательное пенсионное страхование. В то же время суд принял во внимание погашение Обществом задолженности по страховым взносам за I квартал 2007 года, ее уплату по платежным поручениям от 19.07.2007 NN 432 и 433, то есть до даты направления налоговым органом ОАО "Ленинградсланец" требования от 25.07.2007 N 118. По мнению апелляционного суда, в случае погашения задолженности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации недоимка по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, образовавшаяся в результате неполной уплаты страховых взносов, подлежит уменьшению. Поэтому Инспекция не имела права выставлять Обществу требование об уплате 1 738 316 руб. единого социального налога за I квартал 2007 года, зачисляемого в федеральный бюджет, с 48 673 руб. пеней, начисленных за нарушение срока уплаты этого налога, и выносить решения, предусмотренные статьями 46 и 76 НК РФ.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает правильным решение судов в части признания недействительными требования Инспекции от 25.07.2007 N 118 и решения от 31.08.2007 N 2325 о предложении уплатить (взыскании) 1 738 316 руб. единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, а также решения от 31.08.2007 N 503 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора) в банке в целях обеспечения исполнения обязанности по уплате суммы налога, включенной в оспариваемое требование.
ОАО "Ленинградсланец" производит выплаты физическим лицам, поэтому на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ является плательщиком единого социального налога.
В статье 243 главы 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации определены порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога. Установлено, что в течение отчетного периода (которыми в статье 240 НК РФ признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года) по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Статьей 243 НК РФ предусмотрено уменьшение налогоплательщиками суммы налога (суммы авансового платежа по налогу), подлежащей уплате в федеральный бюджет, на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, установленных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Таким образом, названная норма содержит прямое указание на то, что применение в отчетном (налоговом) периоде налогового вычета по единому социальному налогу в сумме, превышающей сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, признается занижением суммы налога, то есть ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что Общество представило в налоговый орган в мае 2007 года уточненный расчет авансовых платежей единого социального налога за I квартал 2007 года. Инспекция в ходе камеральной проверки этого расчета выявила нарушение налогоплательщиком абзаца 4 пункта 3 статьи 243 НК РФ в результате применения им в I квартале 2007 года налогового вычета в сумме, превышающей сумму фактически уплаченного страхового взноса на обязательное пенсионное страхование за тот же отчетный период. Поскольку при исчислении авансового платежа единого социального налога за отчетный период (I квартал 2007 года) налогоплательщик вправе, был применить налоговый вычет только в сумме фактически уплаченных им в Пенсионный фонд за этот же период страховых взносов (3 298 297 руб.), допущенное Обществом нарушение повлекло неполную уплату единого социального налога за I квартал 2007 года в федеральный бюджет на 1 738 316 руб. То есть по состоянию на 04.07.2007 (дату вынесения налоговым органом решения N 58) у налогоплательщика действительно имелась задолженность перед федеральным бюджетом по единому социальному налогу в сумме 1 738 316 руб. по причине неполной уплаты им начисленных и примененных в качестве налоговых вычетов за I квартал 2007 год страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Однако до даты направления Инспекцией во исполнение решения от 04.07.2007 N 58 требования от 25.07.2007 N 118 об уплате недоимки по единому социальному налогу за I квартал 2007 года, образовавшейся в результате применения налогового вычета в сумме начисленных, а не фактически уплаченных в Пенсионный фонд за I квартал 2007 года страховых взносов, ОАО "Ленинградсланец" погасило задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за I квартал 2007 года (платежные поручения от 19.07.2007 NN 432, 433 - л.д. 31,32).
Это обстоятельство налоговый орган не оспаривает. Решением Инспекции от 24.09.2007 N 102, принятым по результатам камеральной проверки уточненного расчета авансовых платежей страховых взносов за I квартал 2007 года, отраженным в акте от 31.08.2007 N 498, Обществу уменьшена на 1 738 316 руб. сумма единого социального налога, доначисленная по решению налогового органа от 04.07.2007 N 58.
Суд кассационной инстанции считает соответствующим положениям пункта 3 статьи 243 НК РФ вывод судов о том, что Инспекция при оформлении оспариваемого требования должна была учесть самостоятельное погашение Обществом задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за I квартал 2007 года (разницу между суммой фактически начисленных страховых взносов (налоговый вычет) и уплаченных за тот же период) и уменьшить выявленную за тот же период недоимку по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет.
Следовательно, суды обоснованно признали недействительным требование налогового органа от 25.07.2007 N 118 в части предложения налогоплательщику уплатить 1 738 316 руб. единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, за I квартал 2007 года.
Признание арбитражным судом ненормативного правового акта налогового органа недействительным является безусловным основанием для признания недействительными последующих актов налоговой инспекции, принятых на основании первого и в его исполнение. В рассматриваемом случае - решения от 31.08.2007 N 2325 о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика в банках и решения от 31.08.2007 N 503 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
По общему правилу, в случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком налога в установленный срок производится его взыскание в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. Порядок взыскания налога с организации определен статьями 46 и 47 НК РФ. В пункте 8 статьи 46 НК РФ налоговым органам предоставлено право при взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банках приостановить операции по счетам налогоплательщика-организации в банках в порядке и на условиях, установленных статьей 76 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора. Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций. Как указано в пункте 2 статьи 76 НК РФ, приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком расходных операций по счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам в банке, если иное не предусмотрено абзацем третьим пункта 1 статьи 76 НК РФ.
Принимая во внимание установленные судами обстоятельства данного дела, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Инспекции правовых оснований для вынесения решения о взыскании 1 738 316 руб. единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, за I квартал 2007 года, а также приостановления операций по счетам налогоплательщика в целях обеспечения исполнения обязанности по уплате названной суммы единого социального налога, включенной в требование от 25.07.2007 N 118.
В то же время кассационная инстанция считает, что суды необоснованно признали недействительными ненормативные акты Инспекции о предложении Обществу уплатить (взыскании) 48 209 руб. пеней, начисленных за нарушение срока уплаты единого социального налога.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция начислила Обществу 48 673 руб. пеней за нарушение срока уплаты 1 738 316 руб. единого социального налога за I квартал 2007 года (срок уплаты налога - 16.04.2007). Согласно составленному Инспекцией расчету (л.д. 26) за несвоевременную уплату налога Обществу начислено 48 673 руб. пеней, в том числе: 31 029 руб. - за период с 16.04.2007 по 05.06.2007; 17 644 руб. - за период с 06.06.2007 по 04.07.2007 (дату принятия решения по камеральной проверки).
Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за I квартал 2007 года погашена Обществом только 19.07.2007.
В ходе рассмотрения дела Общество не оспаривало факт неуплаты в установленный срок спорной суммы единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Поэтому Инспекция имела право в соответствии с положениями статьи 75 НК РФ начислить налогоплательщику пени за нарушение срока уплаты налога и правомерно воспользовалась этим правом.
Согласно протоколу судебного заседания суда первой инстанции от 06.12.2007-13.12.2007 ОАО "Ленинградсланец" представило свой расчет суммы пеней, начисленных по иной ставке рефинансирования, чем применила Инспекция (л.д. 46). По расчету Общества сумма пеней за период с 16.04.2007 по 04.07.2007 составила 48 209,3 руб.
Инспекция согласилась с допущенной ошибкой при применении ставки рефинансирования. К материалам дела приобщен расчет суммы пеней, составленный Инспекцией (л.д. 45), согласно которому Общество за период с 16.04.2007 по 04.07.2007 должно уплатить 48 209,3 руб. пеней за нарушение срока уплаты единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет за I квартал 2007 года.
Суд первой инстанции в решении указал, что Инспекция излишне начислила Обществу 463,55 руб. пеней за нарушение срока уплаты спорной суммы налога. Причиной ошибки явилось применение налоговым органом иной ставки рефинансирования, чем фактически действовала в период с 19.06.2007 по 07.04.2007. Суд первой инстанции также сослался на уплату Обществом обоснованно начисленной суммы пеней на момент выставления требования от 25.07.2007 N 118 по платежным поручениям от 19.07.2007 NN 432,433. Названные обстоятельства явилось основанием для признания судом недействительньми ненормативных актов налогового органа в части предложения уплатить (о взыскании) 48 673 руб. пеней, начисленных за нарушение срока уплаты единого социального налога. Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие вывод суда первой инстанции об уплате Обществом 48 209,3 руб. пеней за нарушение срока уплаты единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет за I квартал 2007 года. По платежным поручениям от 19.07.2007 NN 432 и 433 погашена задолженность ОАО "Ленинградсланец" по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за февраль 2007 года. Иных платежных поручений в материалах дела нет.
Присутствовавшие в заседании суда кассационной инстанции представители Общества и Инспекции подтвердили уплату по названным платежным поручениям только страховых взносов, обоснованность начисления пеней в сумме 48 209, 3 руб. и ее неуплату налогоплательщиком.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает не соответствующими статьям 75, 46 и 76 НК РФ, а потому подлежащими отмене, решение и постановление судов в части признания недействительными требования от 25.07.2007 N 118 об уплате 48 209,3 руб. пеней за нарушение срока уплаты единого социального налога, решения от 31.08.2007 N 2325 о взыскании 48 209,3 руб. пеней за счет денежных средств налогоплательщика в банках и решения от 31.08.2007 N 503 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке в целях обеспечения исполнения обязанности Общества по уплате 48 209, 3 руб. пеней, включенных в требование от 25.07.2007 N 118 и решение от 31.08.2007 N 2325/
В этой части требования Общества удовлетворению не подлежат.
В остальной части решение и постановление судов как законные и обоснованные подлежат оставлению в силе.
Принимая во внимание частичное удовлетворение кассационной жалобы налогового органа, а также взыскание судом первой инстанции с Инспекции в пользу Общества в возмещение расходов по госпошлине, уплаченной налогоплательщиком при подаче заявления в суд, в полном объеме, и уплату Инспекцией госпошлины при подаче апелляционной жалобы, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Общества подлежит взысканию в пользу Инспекции 5000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах трех инстанций.
Руководствуясь статьей 286 и пунктами 1 и 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2008 по делу N А56-36738/2007 о признании недействительными требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Сланцевскому району Ленинградской области от 25.07.2007 N 118 и ее решений от 31.08.2007 N 2325 и N 503 изменить.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 сентября 2008 г. в резолютивной части настоящего постановления исправлена опечатка
Признать недействительными требование Инспекции Федеральной налоговой службы по Сланцевскому району Ленинградской области от 25.07.2007 N 118 в части уплаты 48 209,3 руб. пеней за нарушение срока уплаты единого социального налога, решение от 31.08.2007 N 2325 о взыскании 48 209,3 руб. пеней за счет денежных средств налогоплательщика в банках и решение от 31.08.2007 N 503 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке в целях обеспечения исполнения обязанности по уплате 48 209,3 пеней, включенных в требование от 25.07.2007 N 118 и решение от 31.08.2007 N 2325.
В остальной части решение и постановление судов оставить в силе.
Взыскать с открытого акционерного общества "Ленинградсланец" в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Сланцевскому району Ленинградской области 5000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах трех инстанций.
Председательствующий |
Н.Г.Кузнецова |
Судьи |
И.Д. Абакумова |
|
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июля 2008 г. N А56-36738/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 сентября 2008 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка