Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 июля 2008 г. N А52-4608/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Константинова П.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом гсродп Пскова на решение Арбитражного суда Псковской области от 12.12.2007 (судья Рутксовская Л.Г.,) постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2008 (судьи Потеева А.В., Бочкарева И.Н., Виноградова Т.В.) по делу N А52-4608/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лилия" (далее - ООО "Лилия") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пскова (далее - Комитет) по подготовке и проведению аукциона по продаже нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Псков, ул. К Фабрициуса, д. 5а, кадастровый номер 60:27:020302:0006:1095-А:1006.
Решением от 12.12.2007 оспариваемые действия Комитета признаны незаконными как не соответствующие статьями 12, 15, 18 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации), статьям 1, 20 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), пункту 20 Стандартов оценки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 519 (далее - Стандарты оценки), пункту 8 Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имуществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2006 N 87 (далее - Правила определения нормативной цены), Положению о приватизации муниципального имущества города Пскова, утвержденному постановлением Псковской городской Думы от 11.07.2005 N 452 (далее - Положение о приватизации муниципального имущества города Пскова).
Постановлением апелляционного суда от 27.02.2008 решение от 12.12.2007 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие их выводов обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Лилия" просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Лилия" является арендатором части нежилого помещения площадью 121 кв. м, расположенного по адресу: г. Псков, ул. Я. Фабрициуса, д. 5а, на основании заключенного с Комитетом (арендодатель) договора аренды от 25.04.94 N 755/12 сроком действия по 31.12.2008 (л.д. 15-19, 53).
В соответствии с Законом о приватизации и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положением о приватизации муниципального имущества города Пскова, Уставом муниципального образования "Город Псков" Псковская городская Дума решением от 19.12.2006 N 356 утвердила прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества города Пскова на 2007 год. Согласно разделу 2 данного плана приватизации нежилое помещение в здании дома 5а по улице Я. Фабрициуса в городе Пскове включено в перечень муниципальных объектов нежилого фонда, которые планировалось приватизировать в 2007 году.
Решением Псковской городской Думы от 27.04.2007 N 23 определен способ приватизации помещения - путем продажи муниципального имущества на аукционе.
Информационное сообщение о приватизации нежилого помещения общей площадью 159,2 кв. м с кадастровым номером 60:27:020302:0006:1095-А:1006, расположенного на первом этаже здания дома 5а, и проведении открытого аукциона 12.11.2007 в 15 час. 00 мин. по адресу: г. Псков, ул. Я. Фабрициуса, д. 5а, опубликовано Комитетом как организатором торгов в газете "Псковская правда" от 09.10.2007 N 206-207 в порядке, установленном пунктом 4.1 Положения о приватизации муниципального имущества города Пскова, и содержит всю необходимую информацию о предмете торгов.
В соответствии с требованиями статьи 15 Закона о приватизации в сообщении о продаже муниципального имущества среди прочих обязательных сведений указана установленная в решении Псковской городской Думы от 27.04.2007 N 23 (п.д.27) начальная цена продажи объекта, которая определена в размере 3 800 000 руб. на основании отчета оценщика - закрытого акционерного общества "Независимая экспертная компания "Мосэкспертиза-Псков" от 05.03.2007 N 0079/ОЦ-02/07.
В сообщении также указано на обременение отчуждаемого имущества договором от 25.04.94 аренды части объекта площадью 121 кв. м, заключенным на срок до 31.12.2008 с ООО "Лилия" для использования под парикмахерскую, и договором от 29.08.2001 N 3596 аренды части объекта площадью 36,5 кв. м, заключенным с предпринимателем Михайловым Г.Н. на срок с 01.09.2006 по 29.08.2007 для использования под магазин по продаже и прокату видеокассет.
ООО "Лилия" подало заявку на участие в названном аукционе, внесло задаток и согласно протоколу от 08.11.2007 признано участником аукциона среди прочих 9 претендентов.
Однако при этом ООО "Лилия" оспорило в арбитражном суде действия Комитета по подготовке и проведению аукциона по продаже названного нежилого помещения, ссылаясь на следующее: Комитет нарушил предполагаемый срок приватизации - 2 квартал 2007 года, установленный решением Псковской городской Думы от 27.04.2007 N 23; сообщил в извещении, опубликованном 09.10.2007, недостоверные сведения об обременении части объекта приватизации площадью 36,5 кв. м договором аренды от 29.08,2001 N 3596; начальная цена продажи объекта не была надлежащим образом подтверждена, поскольку в нарушение пункта 20 Стандартов оценки со дня составления отчета об оценке величины стоимости объекта оценки и до организации торгов прошло более 6 месяцев.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленное требование, посчитав, что оспариваемые действия Комитета не соответствуют статьям 12, 15, 18 Закона о приватизации, статьям 1, 20 Закона об оценочной деятельности, пункту 20 Стандартов оценки, пункту 8 Правил определения нормативной цены и Положению о приватизации муниципального имущества города Пскова.
Суды обеих инстанций исходили из следующего. При приватизации муниципального имущества является обязательным проведение независимым оценщиком оценки стоимости объектов приватизации. Начальная цена приватизируемого муниципального имущества не может быть ниже стоимости, указанной в отчете об оценке. Итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете оценщика, признается рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки только в случае, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев. Поскольку с даты составления отчета об сценке приватизируемого нежилого помещения (05.03.2007) до даты принятия решения о проведении аукциона прошло более с 6 месяцев и Комитет не представил доказательств того, что на момент опубликования информационного сообщения стоимость имущества осталась прежней по сравнению со стоимостью, определенной в марте 2007 года, суды посчитали, что начальную цену приватизируемого объекта нельзя признать достоверной. Также суды указали на содержащиеся в информационном сообщении противоречивые сведения об установленных обременениях права собственности нового приобретателя объекта недвижимости ввиду отсутствия информации о пролонгации договора аренды с Михайловым Г.Н. или заключения с ним нового договора.
В связи изложенным суды признали, что содержащиеся в информационном сообщении противоречивые и недостоверные сведения об объекте приватизации нарушают права ООО "Лилия" и иных потенциальных покупателей муниципального имущества на получение полной информации в отношении характеристик приватизируемого объекта.
Кассационная инстанция считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемых ненормативных правовых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем суд не исследовал и не установил, какие именно права и охраняемые законом интересы ООО "Лилия" как участника аукциона нарушены оспариваемыми действиями Комитета и теми несоответствиями законодательству о приватизации и об оценочной деятельности, на которые сослался заявитель.
ООО "Лилия" не указало, каким образом выставление на торги названного помещения по цене, определенной за 7 месяцев до принятия решения о проведении аукциона, нарушает его права. При этом заявитель не сослался на то, что оценка завышена, а выставление помещений на торги по более низкой цене не может нарушать права ООО "Лилия" ни как участника аукциона, ни как арендатора части продаваемого помещения.
Отсутствие в информационном сообщении о торгах сведений о том, что договор аренды части объекта приватизации, заключенный с Михайловым Г.Н. до 29.08.2007, пролонгирован на неопределенный срок, также не может свидетельствовать о нарушении прав ООО "Лилия" как участника аукциона, поскольку в сообщении указано на обременение предмета торгоз названным договором аренды и нет сведений о том, что договор прекратил свое действие. К тому же в информационном сообщении указано, что лица, желающие принять участие в аукционе, могут ознакомиться с условиями договоров аренды (обременениями объекта) (л.д. 31).
При таком положении обжалуемые судебные акты подлежат отмене как принятые по неполно исследованным обстоятельствам и с нарушением норм суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, установить, какие права и законные интересы ООО "Лилия" как участника аукциона или как арендатора части выставленного на торги имущества нарушены оспариваемыми действиями Комитета, с учетом установленного разрешить спор и распределить судебные расходы по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 12.12.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2008 по делу N А52-4608/2007 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Псковской области.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июля 2008 г. N А52-4608/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным Арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника