Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 июля 2008 г. N А42-5777/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05 мая 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Михайловской Е.А., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 08.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Лепейко А.Н. на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.11.2007 (судья Дмитриевская Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по делу N А42- 5777/2007 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Лепейко Александр Николаевич обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции "Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области (далее - Инспекция) от 24.09.2007 N 76 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 28.11.2007 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 решение суда от 28.11.2007 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты, считая их необоснованными.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в результате проверки, проведенной Инспекцией 09.08.2007 в части соблюдения предпринимателем требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон 54-ФЗ) установлено нарушение требований этого Закона, выразившееся в продаже товара без применения контрольно-кассовой техники или документов строгой отчетности.
В акте от 09.08.2007 и в протоколе об административном правонарушении от 10.09.2007 N 352 указано, что в принадлежащей предпринимателю торговой точке на территории крытого рынка по адресу: город Кандалакша, ул. Советская, при продаже колбасы "Сервелат осенний" стоимостью 38,80 руб. не применена контрольно-кассовая техника продавцом Валдаевой В.В., отсутствует контрольно-кассовая техника.
Инспекция вынесла постановление от 24.09.2007 N 76 о назначении - административного наказания. Предприниматель привлечен к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 3 000 руб.
Предприниматель Лепейко А.Н. оспорил постановление Инспекции в судебном порядке, ссылаясь на отсутствие у него обязанности применять контрольно-кассовую технику, поскольку арендуемое им торговое место не является павильоном и не относится к объектам торговли, в которых обязательно применение контрольно-кассовой техники.
Суды сделали вывод о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.
Кассационная коллегия считает выводы судов правильными по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника подлежит применению на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения форм бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Судами на основании материалов дела установлено и предпринимателем не оспаривается факт неприменения контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с покупателем в связи с отсутствием контрольно-кассовой техники.
Из положений Закона N 54-ФЗ следует, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении определенных видов деятельности. В частности, пунктом 3 статьи 2 Закона N 54-ФЗ предусмотрена такая возможность в случае торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, однако за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
Суды установили, что предприниматель Лепейко А.Н. осуществлял торговлю продовольственными товарами на территории крытого рынка, занимая торговую секцию, оборудованную прилавками, холодильными витринами. Торговое место имеет подключение к сети электроснабжения, в нерабочее время закрывается ставнями.
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что торговая точка, принадлежащая предпринимателю, не относится к числу торговых мест, не требующих применения контрольно-кассовой техники. Следовательно, предприниматель Лепейко А.Н. был обязан использовать контрольно-кассовую технику в месте торговли.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При таких обстоятельствах суды, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу, объяснения сторон, сделали обоснованный вывод, о правомерности привлечения предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ.
Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, и оснований для отмены судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.11.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по делу N А42-5777/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Лепейко Александра Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующии |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 июля 2008 г. N А42-5777/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве.
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника.