Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 июля 2008 г. N А13-11950/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от открытого акционерного общества "Северсталь" Слепнева Э.В. (доверенность от 12.05.2006),
рассмотрев 14.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вологодской таможни на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2008 по делу N А13-11950/2007 (судьи Осокина Н.Н., Потеева А.В., Чельцова Н.С.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северсталь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным требования Вологодской таможни (далее - таможня) от 18.09.2007 о корректировке сведений о размере суммы обеспечения уплаты таможенных платежей (в размере 20 000 руб.).
Решением суда от 04.02.2008 (судья Логинова О.П.) обществу отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.04.2008 решение суда первой инстанции отменено. Оспариваемое требование таможенного органа признано недействительным.
В кассационной жалобе таможня просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение от 04.02.2008(ссылаясь на нарушение апелляционной коллегией норм материального права - положений статей 11, 59, 60, 124, 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), а также Инструкции о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов, утвержденной Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ГТК РФ) от 23.04.2001 N 388 (далее - Инструкция). Податель жалобы указывает на обстоятельства дела и полагает, что в спорном случае таможенный орган не нарушил права и законные интересы заявителя (статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании представитель общества отклонил доводы жалобы.
Представители таможни, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в августе - сентябре 2007 года общество произвело в таможне оформление комплектного объекта -машины огневой зачистки, ввезенной заявителем на таможенную территорию Российской Федерации на основании внешнеэкономического контракта от 19.05.2006 N 840/643-607. Машина поставлялась поэтапно (четыре партии) с присвоением единого кода ТН ВЭД. Таможенное оформление ввозимого товара производилось с применением особого порядка декларирования, установленного Инструкцией. При декларировании отдельной поставки оформлено заявление на условный выпуск N 10204040/180907/0018305.
По заявлениям общества от 18.09.2007 и таможенной расписке N 10204040/190907/ТР-1427399 с декларанта взысканы 20 000 руб. таможенного сбора и 1 478 927 руб. 36 коп. как обеспечение уплаты таможенных платежей. Последняя сумма состоит из обеспечения уплаты таможенного сбора (20 000 руб.) и обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (1 458 927 руб. 36 коп.).
Ранее, 24.08.2007 и 30.08.2007, а также 18.09.2007 на данный комплектный объект обществом поданы заявления на условный выпуск N 10204040/240807/0014592, 10204040/300807/0017142, 10204040/180907/0018301. Завершение таможенного оформления всего объекта (машины) состоялось по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10204040/240907/0018806.
При таможенном оформлении отдельных поставок с общества взысканы сборы за таможенное оформление в сумме 190 000 руб. и обеспечение уплаты таможенных платежей в виде денежного залога на общую сумму 22 087 300 руб. 64 коп. По факту оформления завершающей поставки 24.09.2007 таможня возвратила обществу остаток денежного залога в сумме 594 605 руб. 01 коп., который переведен в остатки авансовых платежей.
Оспариваемое требование таможни от 18.09.2007 связано с тем, что при оформлении заявления на условный выпуск N 10204040/180907/0018305 соответствующее обеспечение заявлено обществом без учета обеспечения уплаты сбора за таможенное оформление. Таможенный орган, установив, что сумма обеспечения определена без учета сбора за таможенное оформление (в нарушение подпункта "м" пункта 42 Инструкции), предложил заявителю в срок до 24.09.2007 скорректировать сумму обеспечения и представить заявление на доплату 20 000 руб. (в счет суммы обеспечения).
Оспариваемое требование исполнено заявителем. В заявлении от 18.09.2007 N ССТ 20-12-8/4543 общество просило таможенный орган принять в качестве обеспечения 20 000 руб.
Однако общество не согласилось с требованием таможни и обратилось в арбитражный суд, указав на нарушение таможенным органом своих имущественных прав (в связи с незапланированным и безосновательным отвлечением денежных средств из оборота организации).
Суд первой инстанции признал оспариваемое требование таможни законным и обоснованным, применил положения действующего таможенного законодательства и Инструкции, правомерно определил правовую природу таможенного сбора как платы за публично-правовые услуги, которая предусмотрена законом за каждый случай оказания таможенным органом услуги по таможенному оформлению. При этом суд установил, что спорное обеспечение гарантирует уплату таможенных платежей при декларировании завершающей поставки по ГТД N 10204040/240907/0018806.
Апелляционная коллегия, оценив фактическую сторону дела, не согласилась с позицией суда первой инстанции и указала на неправомерность оспариваемого требования о доплате суммы обеспечения (с учетом ранее поступивших сумм обеспечения и положений статьи 357.10 ТК РФ).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы суда апелляционной инстанции в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а равно отвечают нормам материального права.
Согласно подпункту 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
В соответствии со статьей 357.1 ТК РФ к таможенным сборам относятся, в том числе, таможенные сборы за таможенное оформление.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров.
В силу пункта 1 статьи 59 ТК РФ таможенное оформление производится в порядке, определяемом Таможенным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и правовыми актами федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, в соответствии со статьей 68 ТК РФ.
Как указано в пункте 22 Инструкции, таможенное оформление машины и ее отдельных компонентов производится с применением особого порядка декларирования, который предусматривает условный выпуск отдельных партий компонентов машины в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения по письменному заявлению заинтересованного лица (заявление на условный выпуск), с последующей подачей ГТД (на бланке ТДЗ) на всю машину в сроки, предусмотренные Инструкцией.
Каждая раздельно представляемая для таможенного оформления партия отдельных компонентов машины, которая в соответствии с классификационным решением классифицируется как машина с указанием десятизначного кода ТН ВЭД, может условно выпускаться для свободного обращения на основании Заявления на условный выпуск, заполненного на бланке "Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТДЗ)" с предоставлением его электронной копии в формате ГТД (пункт 39 Инструкции).
Согласно пункту 42 Инструкции заявление на условный выпуск заполняется в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной Приказом Федеральной таможенной службы (ФТС) от 11.08.2006 N 762, при декларировании товаров, помещаемых под таможенный режим выпуска для свободного обращения, с учетом ряда особенностей.
В частности, согласно подпункту "м" названного пункта Инструкции в графу 47 "Исчисление платежей" вносятся сведения о внесенной сумме обеспечения уплаты таможенных платежей за условно выпускаемые партии отдельных компонентов машины, при этом в колонке "Сумма" указывается общая сумма обеспечения уплаты таможенных платежей (сумма условно начисленных таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов за таможенное оформление).
Пунктом 45 Инструкции предусмотрено, что заявления на условный выпуск принимаются и регистрируются структурным подразделением контролирующей таможни или таможенного поста с учетом требований при приеме и регистрации ГТД, установленных нормативными актами ГТК РФ принятыми в установленном порядке, с присвоением заявлениям на условный выпуск регистрационных номеров, формируемых в порядке, предусмотренном для ГТД.
В соответствии с пунктами 46, 47 Инструкции суммы таможенных сборов за таможенное оформление включаются в сумму обеспечения уплаты таможенных платежей. Обеспечение уплаты таможенных платежей осуществляется путем внесения денежных средств на депозит таможенного органа либо представления банковской гарантии банка, включенного в реестр банков и иных кредитных учреждений, имеющих право выступать гарантами перед таможенными органами, до или одновременно с подачей в структурное подразделение контролирующей таможни или на таможенный пост каждого заявления на условный выпуск. Суммы денежных средств, подлежащие внесению на депозит таможенного органа (суммы банковской гарантии), рассчитываются исходя из временной (условной) оценки партии компонентов машины, которые планируется условно выпускать по заявлению на условный выпуск. Временная (условная) оценка рассчитывается на основе фактурной стоимости партии компонентов машины. При этом сумма таможенных платежей рассчитывается исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов за таможенное оформление, установленных в отношении машины, а также курсов иностранных валют, действующих на день принятия заявления на условный выпуск.
Согласно пункту 1 статьи 357.6 ТК РФ уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.
Частью 1 статьи 60 ТК РФ установлено, что оформление товаров начинается при ввозе товаров в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со статьей 72 ТК РФ (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, -устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
В силу пункта 1 статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров начинается с момента подачи таможенной декларации и завершается проверкой соответствия заявленных в ней сведений о товаре путем принятия таможенным органом решения о его выпуске.
По смыслу приведенных нормативных положений таможенный сбор является возмездным обязательным платежом за совершение в отношении его плательщиков таможенными органами Российской Федерации юридически значимых действий, предоставляющих участнику таможенных правоотношений (после принятия таможенной декларации, представления и проверки документов и сведений) право перейти к последующим таможенным операциям в рамках таможенного оформления. При этом каждое декларирование товара (подача каждой декларации) должно сопровождаться уплатой таможенного сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357.10 ТК РФ размер таможенного сбора за таможенное оформление должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг. В связи с этим таможенный сбор должен уплачиваться каждый раз в случае оказания таможенным органом "публичной услуги" - принятия (проверки и оформления) таможенной декларации, что имеет место как в случае подачи заявления на условный выпуск, так и завершающей (полной) ГТД.
Вместе с тем в силу того же пункта 1 статьи 357.10 ТК РФ ставки Таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации, а размер таможенного сбора за таможенное оформление не может быть более 100 000 руб.
В спорный период соответствующие ставки установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров". Пункт 1 этого постановления соответствует требованиям пункта 1 статьи 357.10 ТК РФ.
Из материалов дела видно, что к моменту обращения в таможню с заявлением на условный выпуск от 18.09.2007 обществу ранее предложено обеспечить сбор за таможенное оформление в размере 170 000 руб. Таможенный орган по каждому из заявлений просил обеспечение в части фактически поступившего оборудования. Аналогичные требования таможни от 24.08.2007, 30.08.2007 и 18.09.2007 о корректировке (увеличении) суммы обеспечения уплаты сбора по всей машине направлялись обществу (с предложением представить заявление на доплату соответственно 20 000 руб., 100 000 руб. и 50 000 руб. обеспечения). Таможенное обеспечение (по факту подачи заявлений от 24.08.2007, 30.08.2007 и 18.09.2007) начислено с включением 170 000 руб. обеспечения сбора за таможенное оформление и взыскано по соответствующим таможенным распискам. При этом таможенное обеспечение направлено исключительно на исполнение заявителем обязанности по уплате таможенных платежей и сборов по завершающей ГТД. Эти факты не оспариваются ни таможней, ни обществом.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о недействительности оспариваемого требования таможни соответствует обстоятельствам дела и установленному законом предельному размеру обязательного платежа (пункт 1 статьи 357.10 ТК РФ). Обеспечение же соответствующих платежей, а равно требование такого обеспечения, сверх указанного предела являются незаконными. Требование таможни от 18.09.2007 нарушает права и законные интересы заявителя.
При возбуждении кассационного производства таможне Предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу (определение от 17.06.2008; лист дела 174).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 102, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2008 по делу N А13-11950/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Вологодской таможни - без удовлетворения.
Взыскать с Вологодской таможни в доход федерального бюджет 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июля 2008 г. N А13-11950/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника