Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 июля 2008 г. N А44-3134/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Бурматовой Г.Е., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 08.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения по Хвойнинскому району Управления Федерального казначейства по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 24.01.2008 (судья Бочарова Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2008 (судьи Чельцова Н.С., Осокина Н.Н., Козлова Ю.Н.) по делу N А44-3134/2007,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании; незаконными действий руководителя Отделения по Хвойнинскому району Управлений:Федерального казначейства по Новгородской области (далее - Казначейство), выразившихся в отказе принять к исполнению постановление Фонда от 15.08.2007 N 186 о взыскании недоимки по страховым взносам, и обязании Казначейства принять указанное постановление к исполнению.
Решением суда от 24.01.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.04.2008, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Казначейство, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить принятые судебные акты, производство по делу прекратить. По мнению подателя жалобы, при рассмотрении дела суды не учли, что статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) не установлен внесудебный порядок взыскания средств бюджетов различных уровней. В соответствии со статьей 239, пунктом 2 статьи 242.1, статьями 242.3-242.5 БК РФ при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к исполнению принимаются только исполнительные документы, к которым постановления Фонда не относятся. Действия Казначейства соответствуют требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд в порядке исполнения решения от 15.08.2007 N 186 о взыскании с муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 3 поселка Хвойное" 11 424 руб. 68 коп. задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней вынес постановление от 15.08.2007 N 186, которое было направлено в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
Постановлением службы судебных приставов Хвойнинского района от 19.09.2007 постановление от 15.08.2007 N 186 возвращено Фонду без исполнения в связи с отсутствием у должника - бюджетного учреждения денежных средств и иного имущества, на которое можно обратить взыскание.
Фонд направил указанное постановление о взыскании с бюджетного учреждения задолженности по страховым взносам и пеней для исполнения в Казначейство.
Руководитель Казначейства возвратил Фонду полученное постановление без исполнения, поскольку данный документ по смыслу пункта 1 статьи 242.1 БК РФ не является исполнительным документом (уведомление от 19.10.2007 N 2).
Считая отказ руководителя Казначейства исполнить направленное постановление незаконным, Фонд обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявление Фонда, указав, что у Казначейства отсутствовали правовые основания для отказа в принятии к исполнению постановления от 15.08.2007 N 186, поскольку Пенсионным фондом соблюден порядок его предъявления.
Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В силу статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 названного Федерального закона.
Внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающихся к уплате суммы не превышает определенного предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Законом N 167-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении бюджетных учреждений и не установлены правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 17.05.2007 N 31, при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.
Из материалов дела следует, что размер задолженности бюджетного учреждения, взыскиваемой Фондом во внесудебном порядке, не превышает пятидесяти тысяч рублей.
В ходе рассмотрения дела суды установили, что на момент совершения Казначейством оспариваемого действия у муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 3 поселка Хвойное" отсутствовали денежные средства, а также имущество, которым должник вправе распоряжаться самостоятельно. Вместе с тем у данного учреждения в Казначействе открыт лицевой счет получателя средств бюджета. Следовательно, возвращенное Службой судебных приставов Хвойнинского района постановление от 15.08.2007 N 186 правильно направлено Фондом для исполнения в Казначейство, поскольку через открытый в нем счет осуществляется финансирование учреждения из соответствующего бюджета. В связи с этим, суды правомерно признали незаконными действия руководителя Казначейства по отказу в исполнении названного постановления.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 24.01.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2008 по делу N А44-3134/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения по Хвойнинскому району Управления Федерального казначейства по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 июля 2008 г. N А44-3134/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным Арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве.
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника.