Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 июля 2008 г. N А21-6265/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шпачевой Т.В., судей Кужаровой Н.И. и Нефедовой О.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Объединение рынков" Войникова В.В. (доверенность от 13.04.2006 N 77), ,
рассмотрев 07.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Объединение рынков" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.01.2008 (судья Гурьева И.Л.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2008 (судьи Лопато И.Б., Петренко Т.И., Савицкая И.Г.) по делу N А21-6265/2007, .
установил:
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области (далее - Управление, Ростехнадзор) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с. ограниченной ответственностью "Объединение рынков" (далее - Общество) о взыскании 12 400 371 руб. 04 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2005, 2006 годы, и-1, 2 кварталы 2007 года.
В процессе рассмотрения дела сумма исковых требований уменьшена до 10 364 005 руб. 15 коп.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 25.01.2008, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2008, с Общества в доход федерального бюджета взыскано 10 364 005 руб. 15 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В кассационной жалобе Общество просит отменить названные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области. Общество указывает, что осуществляя деятельность по уборке и. вывозу твердых бытовых отходов, которые образовались на территории рынка в результате деятельности ряда организаций и индивидуальных предпринимателей, не является собственником образуемых твердых бытовых отходов и, соответственно, лицом, обязанным платить за негативное воздействие на окружающую среду. Такими собственниками являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие торговую деятельность на рынке. Суд неправильно не принял во внимание нормативы образования отходов производства, утвержденные постановлением мэра города Калининграда от 25.03.2003 N 630. Кроме того, Общество не согласно с отнесением твердых бытовых отходов, образуемых на территории рынка, к четвертому классу опасности, полагая, что подобный вывод сделан на основании неправильного применения Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511 и необоснованного возложения на ответчика обязанности по доказыванию отнесения образуемых отходов к конкретному классу опасности.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Ростехнадзор о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако его представитель в судебное заседание не явился, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал кассационную жалобу и дополнительно сослался на то, что в настоящее время получено заключение о том, что образуемые на рынке твердые бытовые отходы относятся к пятому классу опасности.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив законность решения Арбитражного суда Калининградской области от 25.01.2008 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2008, обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и объяснениях присутствовавшего в судебном заседании представителя Общества, не находит оснований для их отмены.
Согласно уставу основными видами деятельности Общества являются: торговая деятельность (оптовая, розничная, комиссионная); оказание услуг по обслуживанию нежилых помещений; создание рыночных мероприятий, доступных для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей; оказание услуг по хранению, приемке, сдаче, упаковке товаров и т.д.
В соответствии с договором аренды от 05.02.1999 N 2484, заключенным с Комитетом муниципального имущества города Калининграда, Общество пользуется помещениями площадью 7026,9 кв. м в здании центрального продовольственного рынка, расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Черняховского, д. 15. Торговые места в указанных, помещениях Общество сдает в субаренду индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для организации торговли.
Согласно справке муниципального унитарного предприятия "Чистота" (далее - МУП "Чистота") от 04.09.2007 Обществом за период с 01.01.2005 по 30.06.2007 вывезено и размещено на хранение на полигоне 25543 куб. м твердых бытовых отходов (мусора).
Управление направило Обществу письмо от 24.08.2007 N 4063 с требованием внести платежи за негативное воздействие на окружающую среду, обязанность уплаты которых предусмотрена статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
В связи с неисполнением требования об уплате установленных платежей Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что осуществляемая Обществом деятельность связана с природопользованием, а также из доказанности факта негативного воздействия на окружающую среду в процессе деятельности ответчика.
Согласно статье 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным, а порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. Этой же нормой права к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесено, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок) установлены два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов и за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона об охране окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативТы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством ' субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
Нормативы платы за загрязнение окружающей среды в пределах установленных допустимых нормативов выбросов и в пределах установленных лимитов выбросов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источникам и, сбросы загрязняюищих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, производства и потребления" и применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы.
В соответствии с пунктом 6 Порядка размещение отходов, другие виды вредного воздействия в случае отсутствия у природопользователей оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка, т.е. с применением повышающего коэффициента.
Возражая против иска, Общество указывало на то, что не размещает отходы производства и потребления, поскольку в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон об отходах производства и потребления) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. В соответствии с названным Законом под хранением понимается содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Подобный довод представляется неверным, поскольку в Законе об отходах производства и потребления понятие "размещение отходов" приведено для целей такого Закона. В то же время из смысла постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" следует, что под размещением отходов понимается любая деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, в процессе которой образуются отходы производства и потребления.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О подтверждена юридическая сила Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, которое сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.
Согласно названному определению Конституционного Суда Российской Федерации плата, внесение которой является необходимым условием4, получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
Довод Общества об отсутствии у него обязанности внесения платежей за размещенные отходы, поскольку оно не является собственником таких отходов, а только собирает их от непосредственных собственников и вывозит территории рынка, исследовался судом первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Общество, являясь управляющей рынком компанией - специализированным предприятием, занимающимся организацией рыночной торговли, осуществляло и осуществляет вывоз мусора, который образовывается в результате хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся собственниками и арендаторами зданий, торговых мест центрального ранка. Кроме того, Общество осуществляет уборку прилегающей к рынку территории со складированием мусора в свои мусорные контейнеры.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон о розничных рынках) розничный рынок - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободного определяемых непосредственно при заключении договоров рыночной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Пункт 7 этой же статьи устанавливает понятие управляющей рынком компании: юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 13 Закона о розничных рынках содержание рынка осуществляется управляющей рынком компанией. Рынок, в том числе помещения административно-хозяйственного назначения и места общего пользования, должен содержаться в надлежащем санитарном и техническом состоянии. На рынке также должны обеспечиваться своевременные уборка и мероприятия по его благоустройству и пр.
На территории Калининградской области деятельность розничных рынков до 15.05.2007 регулировалась, помимо указанного закона, постановлением Администрации Калининградской области от 28.08.2000 N 410 "Об упорядочении работы рынков на территории Калининградской области" (далее - Постановление N 410), которым утверждены примерные Правила организации розничной торговли на рынках и мини-рынках.
В соответствии с пунктами 2.1-2.4 названного постановления управление рынком, определение его специализации, зонирование его территории по группам реализуемых товаров осуществляется владельцем земельного участка, выделенного для организации рынка (далее - Управляющим). Организационно-оперативное управление деятельностью рынка осуществляет Управляющий или назначаемая им администрация (дирекция) рынка (далее - администрация). Все отношения предпринимательских структур, работающих на рынке, с его администрацией Строятся на договорной основе. Управляющий обеспечивает необходимые условия для нормального функционирования рынка и организует его работу в соответствии с действующим законодательством и регламентом, который определяет систему взаимоотношений субъектов рынка (администрации, продавцов, покупателей, обслуживающих фирм и других).
Пункт 5.1 Постановления N 410 предусматривает, что администрация рынка обязана: организовать работу рынка и связанные с его деятельностью процессы в строгом соответствии с нормами, обеспечивающими охрану окружающей среды и экологическую безопасность в районе его расположения; содержать и надлежащем санитарно-техническом и противопожарном состоянии площадь рынка, торговые объекты, административно-хозяйственные помещения, места общего пользования и другие; не допускать размещение торговых и складских объектов без письменного заключения Госпожарнадзора; обеспечивать своевременную уборку и благоустройство прилегающей территории.
Постановлением Правительства Калининградской области от 15.05.2007 N 268 (далее - Постановление N 268) утверждены новые правила работы розничных рынков на территории Калининградской области.
В соответствии с подпунктами 5, 9, 19 пункта 18 Постановления N 268 управляющая рынком компания обязана: содержать в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии площадь рынка, административные, хозяйственные помещения, места общего пользования и другие помещения, обеспечить своевременную уборку и благоустройство прилегающей территории; заключать договор на вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора, различного вида тары с соответствующими организациями с соблюдением установленных норм накопления; опасные отходы, в том числе ртутьсодержащие люминесцентные лампы, химические вещества, возникшие в процессе эксплуатации и торговли, должны быть утилизированы в соответствии с действующим законодательством, на основании договоров, заключенных со специализированными организациями, имеющими лицензию на их сбор, транспортировку, хранение и утилизацию; обеспечивать проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции, дератизации и своевременный вывоз мусора.
Вышеприведенные нормы позволяют сделать вывод о том, что именно Общество, наделенное статусом специализированной организации - управляющей рынком компании является в конечном итоге собственником отходов, собираемых и вывозимых на свалку. В данном случае имеет место передача отходов лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, а также иными лицами (например покупателями рынка либо прохожими гражданами), с переходом права собственности. В связи с переходом права собственности все последующие обязательства по размещению отходов, в том числе по внесению платы, возникают у нового собственника, то есть у Общества.
Данных о том, что собственником отходов, вывозимых с территории рынка, является не ответчик как эксплуатирующая организация, а иные лица, не представлено. Следовательно, именно Общество, а не арендаторы, торгующие на рынке, является лицом, размещающим твердые бытовые отходы.
Факт размещения отходов и их количество установлены судом.
Поскольку нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для ответчика уполномоченным органом не были установлены, размещенные Обществом отходы подлежат учету как сверхлимитные, а плата за загрязнение окружающей природной среды - определению в соответствии с пунктом 5 Порядка.
При определении размера платы Управление представило уточненный расчет, в котором учтено только количество отходов, размещенных Обществом на полигоне МУП "Чистота", указанное в справке от 04.09.2007.
Общество считает, что отходы, образующиеся на территории рынка, относятся к пятому классу опасности, норматив платы за который установлен 8 руб. за тонну. В обоснование отнесения размещенных отходов к пятому классу опасности Общество ссылается на Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации, от 02.12.2002 N 786.
Данный довод был исследован судами обеих инстанций и получил надлежащую оценку. Как правильно указали суды, Общество не подтвердило в установленном порядке отнесение отхода к конкретному классу опасности.
Для каждого вида отхода его производитель и (или) собственник определяет класс опасности для окружающей природной среды. Класс опасности данного вида отхода определяется расчетным и (или) экспериментальным методом на основе Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к пятому классу опасности необходимо ого подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения пятого класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к четвертому классу опасности.
Применение кодов согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786, не исключает соблюдение порядка отнесения отходов к тому или иному классу опасности. Указанный порядок Обществом не соблюден.
Таким образом, именно производитель должен подтверждать класс опасности вырабатываемых им отходов, поэтому ссылка Общества не неправильное распределение бремени доказывания несостоятельна. Поскольку Общество не подтвердило отнесение отходов к пятому классу опасности, суды правомерно согласились с Управлением в расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду исходя из четвертого класса опасности твердых бытовых отходов.
Полученное после состоявшихся по делу судебных актов заключение относительно классности отходов не может учитываться кассационной инстанцией, поскольку это заключение является новым доказательством.
По смыслу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд проверяет правильность применения норм материального и процессуального права по имеющимся материалам дела без принятия и оценки новых доказательств.
В кассационной жалобе Общество оспаривает выводы судов о неприменении нормативов образования отходов производства, утвержденных постановлением мэра города Калининграда от 25.03.2003 N 630. Однако данные нормативы не могут считаться теми нормативами, по которым определяется плата за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку они устанавливаются в целях реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (например, организация сбора, вывоза отходов).
Судом апелляционной инстанции правильно указано, что Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 767, от 29.08.2007 N 545.
В соответствии со статьями 51, 57, 62 Бюджетного кодекса -Российской Федерации плата за негативное воздействие на окружающую среду является неналоговым доходом федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета.
Согласно письму Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.10.2001 N ВТ 6-21833 "О платежах за загрязнение окружающей природной среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в полном объеме на счет органов федерального казначейства.
При вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального и процессуального права судом не нарушены, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Поскольку в удовлетворении кассационной жалобы отказывается, государственная пошлина, уплаченная при ее подаче, перераспределению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.01.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2008 по делу N А21-6265/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Объединение рынков" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Шпачева |
Судьи |
Н.И. Кужарова |
|
О.Ю. Нефедова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июля 2008 г. N А21-6265/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве.
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника