Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 июля 2008 г. N А42-6135/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Боглачевой Е.В., Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 15.07.08 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.01.08 (судья Белявская Е.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.08 (судьи Семиглазов В.А., Будылева М.В., Горбачева О.В.) по делу N А42-6135/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мурманскстройтранс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с-заявлением о признании недействительными ненормативных актов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области (далее - Инспекция): решения от 28.09.07 N 49 и требования от 16.10.07 N 978/32859 в части доначисления и предъявления к уплате 2 302 378 руб. 80 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 268 189 руб. 74 коп. пеней по НДС, 425 097 руб. 88 коп. налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ; с учетом уточнения предмета спора).
Решением от 15.01.08, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.04.08, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, услуги, предоставленные Обществом по договору от 08.06.06 N 924, в целях применения подпункта 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ не могут быть отнесены к работам, выполненным в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, поскольку договор налогоплательщиком должен быть заключен либо с донором, либо с получателем безвозмездной помощи.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, с 11.07.07 по 30.08.07 Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам соблюдения действующего законодательства при исчислении и своевременности уплаты (удержания, перечисления) НДС за период с 01.01.06 по 31.12.06.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 31.08.07 N 60, на основании которого, с учетом представленных обществом возражений, 28.09.07 было вынесено решение N 49 о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с указанным решением Обществу доначислено 2 302 838 руб. НДС, начислено 268 293 руб. 03 коп. пеней и 434 939 руб. 92 коп. штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную) уплату НДС.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Федеральным законом от 04.09.95 N 95-ФЗ" следует читать "Федеральным законом от 04.05.99 N 95-ФЗ"
Основанием для доначисления налога, начисления пеней и взыскания налоговых санкций послужил вывод Инспекции о неправомерном применении Обществом льготы, установленной подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Налоговый орган посчитал, что услуги, предоставленные Обществом по договору от 08.06.2006 N 924, не могут быть отнесены к работам, выполненным в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 04.09.95 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее - Закон N 95-ФЗ) ввиду того, что по удостоверению N 4902, подтверждающему принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к технической помощи (содействию), Общество не является ни получателем, ни донором технической помощи (содействия).
На основании принятого решения Обществу было направлено требование от 16.10.07 N 978/32859 об уплате налога, пеней и штрафа, которым ему предложено погасить имеющуюся задолженность.
Общество не согласилось с решением Инспекции и выставленным во исполнение данного решения требованием и обжаловало их в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования заявителя, признав недействительными как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации обжалуемые ненормативные акты ответчика.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы жалобы налогового органа, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в соответствии с Законом N 95-ФЗ.
При этом реализация товаров (работ, услуг), указанных в подпункте 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:
контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором (уполномоченной донором организацией) безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. В случае, если получателем безвозмездной помощи (содействия) является федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, в налоговый орган представляется контракт (копия контракта) с уполномоченной этим федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации организацией;
удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);
выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной донором организации) или получателю безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации) товары (работы, услуги).
В силу статьи 1 Закона N 95-ФЗ налоговые и таможенные льготы для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия), предусмотренные статьей 2 названного Федерального закона, предоставляются только при наличии удостоверения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.99 N 1046 утвержден порядок регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием.
Согласно статье 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Из Рамочного соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации, заключенного 21.05.03 в Стокгольме между правительствами Российской Федерации, Королевства Швеция, Бельгии, Королевства Дания, Финляндской Республики и ряда других стран (далее - Рамочное соглашение, Российская Федерация ратифицировала Рамочное соглашение Федеральным законом от 23.12.03 N 187-ФЗ) следует, что российские компании могут быть привлечены в качестве подрядчиков или субподрядчиков (статья 14 Рамочного соглашения), а на основании статьи 9 Рамочного соглашения юридическим лицам, принимающим участие в осуществлении программ в рамках этого Соглашения, на территории Российской Федерации предоставляется освобождение от обложения НДС.
Пунктами 5 и 6 Рамочного соглашения особо предусмотрено, что налогообложение будет рассматриваться как веская причина для приостановки или прекращения проекта содействия, а также для отказа от начала проекта содействия.
Российская Сторона отвечает за процедуры, обеспечивающие выполнение положений названных пунктов. Необходимые документы выдаются соответствующим уполномоченным органом.
В соответствии с Соглашением между Федеральным Министерством экономики и труда Федеративной Республики Германии и Министерством Российской Федерации по атомной энергии об оказании содействия в ликвидации сокращаемого Российской Федерацией ядерного оружия путем утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-Морского Флота России, в рамках реализации договоренностей о Глобальном партнерстве против распространения оружия и материалов массового уничтожения от 09.10.03 (далее - Соглашение) организация "Энергиверке Норд ГмбХ" Федеративной Республики Германия (далее - Заказчик) и ОАО "Мурманское морское пароходство" (Исполнитель) заключили контракт от 17.05.06 N ММР-1 в целях постоянного снабжения строящегося пункта длительного хранения реакторных отсеков (ПДХ РО АПЛ) в губе Сайда щебнем с требуемыми свойствами для изготовления качественного бетона (далее - Контракт; л.д. 12 - 33) и Дополнительное соглашение к нему от 01.11.06.
Согласно пункту 1.1 статьи 1 Контракта предметом последнего является закупка у ОАО "Олкон" и поставка Исполнителем на ПДХ РО АПЛ щебня фракции 5-20 в сроки и на условиях, установленных Контрактом. Поставляемый щебень соответствует ГОСТу 8267-93 и заключительному отчету Кольского Научного Центра ГОИ Российской Академии Наук составленному в апреле 2006 года.
В силу пункта 10.4 Контракта вся помощь (содействие), получаемая от Заказчика в соответствии с данным Контрактом, должна рассматриваться как безвозмездная техническая помощь (содействие) и не должна облагаться налогами, подлежит освобождению от таможенных пошлин и сборов согласно российскому законодательству.
В пункте 10.6 Контракта содержится условие о том, что согласно Соглашению приобретение изделий и услуг в Российской Федерации для целей Соглашения не должно облагаться какими-либо налогами, пошлинами или другими сборами в пользу Российской Федерации.
То обстоятельство, что расчеты за оказанные услуги произведены без НДС, подтверждается платежными поручениями, представленными в материалах дела. Факт осуществления перевозки подтверждается актами выполненных работ и не оспаривается налоговым органом. Счета-фактуры Общества за оказанные услуги по договору от 08.06.06 N 924 были выставлены ОАО "Мурманское морское пароходство" без НДС.
Статьей 9 Рамочного Соглашения от 21.05.03 года предусмотрено, что "Российская Сторона освобождает содействие, оказываемое по настоящему Соглашению, от таможенных пошлин, налогов на прибыль, других налогов и подобных сборов. Российская Сторона предпринимает все необходимые шаги для обеспечения того, чтобы местные и/или региональные налоги не взимались с содействия, оказываемого по настоящему Соглашению. Эти шаги включают предоставление писем от компетентных местных и региональных органов власти, подтверждающих, что содействие, оказываемое по настоящему Соглашению, не будет облагаться налогами. Такие подтверждающие письма из местностей и регионов, где будут осуществляться проекты в соответствии с настоящим Соглашением, направляются, одному из депозитариев до начала осуществления проектов. Стороны, оказывающие содействие, их персонал, подрядчики, субподрядчики, поставщики и субпоставщики могут ввозить в Российскую Федерацию и вывозить из Российской Федерации оборудование, грузы, материалы или услуги, необходимые для выполнения настоящего Соглашения. В дополнение к положениям, касающимся оказания содействия, временный ввоз и вывоз не подлежат обложению таможенными пошлинами, лицензионными сборами, ненадлежащими ограничениями, налогами или подобными сборами. В дополнение к предыдущим пунктам физическим и юридическим лицам, принимающим участие в осуществлении программ в рамках настоящего Соглашения на территории Российской Федерации, предоставляется освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость и другими сборами в отношении оборудования и товаров, приобретаемых на территории Российской Федерации для реализации проектов или программ в рамках настоящего Соглашения, а также выполненных работ и оказанных услуг на территории Российской Федерации.
Как следует из положений статьи 9 Соглашения от 21.05.03, обязательных для исполнения налоговым органом в силу положений статьи 7 НК РФ, законодатель распространяет их действие на весь круг физических и юридических лиц, принимающих участие в осуществлении программ в рамках Соглашения, но не исключительно на "доноров" и "получателей" согласно Удостоверению, как указывается налоговым органом.
Указание налогового органа на отсутствие в пакете документов договора ООО "Мурманскстройтранс" с донором безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации носит чисто формальный характер, не учитывающий возможность привлечения к реализации подобных проектов субподрядчиков (соисполнителей).
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и, переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно статье 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налогового) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно. В соответствии с пунктом 6 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" покупатели ведут учет счетов-фактур по мере поступления их от продавцов, а продавцы ведут учет счетов-фактур, выставленных покупателям, в хронологическом порядке. Однако в Правилах не определены последствия несоблюдения налогоплательщиком или его поставщиком порядка учета счетов-фактур. Кроме того, книга покупок не относится к первичным документам для получения вычета или возмещения из бюджета по налогу на добавленную стоимость, а ведется в целях бухгалтерского учета.
Для правильного отражения затрат, относящихся к отчетному периоду, вышеуказанные документы заявитель отразил в составе расходов декабря 2006 года. Факт совершения указанных хозяйственных операций в 2006 году и оплата товаров (услуг) налоговым органом не оспариваются. Доказательство того, что указанные вычеты Обществом были заявлены в последующих налоговых периодах, налоговым органом не представлено.
Исследовав и оценив перечисленные документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды признали, что несмотря на то, что контракты (договоры) непосредственно с донором и получателем безвозмездной помощи Обществом заключены не были, Общество тем не менее осуществляло деятельность именно в рамках оказания безвозмездной помощи, и им были соблюдены требования подпункта 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ для применения в проверенном периоде льготы по налогообложению.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суды обеих инстанций применили нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.01.08 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.08 по ' делу N А42-6135/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
|
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июля 2008 г. N А42-6135/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным Арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника