г. Санкт-Петербург
07 апреля 2008 г. |
Дело N А42-6135/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Лущаевым С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2396/2008) Межрайонной инспекции ФНС N 7 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.01.2008 года по делу N А42-6135/2007 (судья Белявская Е.Б.),
по заявлению ООО "Мурманскстройтранс"
к Межрайонной инспекции ФНС N 7 по Мурманской области
о признании частично недействительными решения и требования
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Лосева К.В. - доверенность от 13.02.2008 года N 01-14-04-129;
установил:
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 15.01.2008 года удовлетворены требования ООО "Мурманскстройтранс" (далее - общество, заявитель), признано недействительными решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области (далее - налоговый орган, инспекция) от 28.09.2007 N 49 и требование от 16.10.2007 N 978/32859 в части доначисления и предъявления к уплате НДС в размере 2 302 378,80 руб., пеней по НДС в размере 268 189,74 руб., налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 425 097,88 руб. Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Мурманскстройтранс".
В апелляционной жалобе инспекция просит решение отменить, полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, представитель не явился. Материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Общества.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции установил:
С 11.07.2007 по 30.08.2007 инспекцией на основании решения заместителя начальника налогового органа N 93 от 11.07.2007 была проведена выездная налоговая проверка ООО "Мурманскстройтранс" по вопросам соблюдения действующего законодательства при исчислении и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2006 по 31.12.2006.
По результатам проверки инспекцией составлен акт N 60 от 31.08.2007, на основании которого, с учетом представленных обществом возражений, 28.09.2007 было вынесено решение N 49 о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с указанным решением обществу доначислен НДС в размере 2 302 838 руб., начислены пени в размере 268 293,03 руб. и начислен штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную) уплату НДС в размере 434 939,92 руб.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что услуги, предоставленные обществом по договору от 08.06.2006 N 924, в целях применения подпункта 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ не могут быть отнесены к работам, выполненным в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, поскольку договор налогоплательщиком должен быть заключен либо с донором, либо с получателем безвозмездной помощи. Согласно копии представленного к проверке удостоверения N 4902 донором значится Федеральное министерство экономики и труда ФРГ, а получателем - ФГУП "Северное федеральное предприятие по обращению с радиоактивными отходами", то есть ОАО "Мурманское морское пароходство" не является ни донором, ни получателем безвозмездной помощи. Неправомерно предъявлено обществом в 2006 году к налоговому вычету НДС по счетам-фактурам, полученным в январе 2007 года, счета-фактуры дважды были отражены в книге покупок Общества.
Апелляционная инстанция отклоняет данную позицию налогового органа как противоречащую нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:
контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором (уполномоченной донором организацией) безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. В случае если получателем безвозмездной помощи (содействия) является федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, в налоговый орган представляется контракт (копия контракта) с уполномоченной этим федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации организацией;
удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);
выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной донором организации) или получателю безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации) товары (работы, услуги).
В случае если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, в налоговый орган представляются выписка банка, подтверждающая внесение полученных налогоплательщиком сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров (работ, услуг).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" налоговые и таможенные льготы для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия) предоставляются только при наличии удостоверения. Из содержания приведенных норм следует, что удостоверение подтверждает принадлежность средств к гуманитарной или технической помощи (содействия) и, как следствие, свидетельствует о заключении контракта с надлежащей стороной, а значит, служит доказательством реализации товаров (работ, услуг) в рамках оказания безвозмездной технической помощи, и о правомерном использовании налоговой льготы, предусмотренной в подпункте 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
21.05.2003 года между правительством Российской Федерации и правительствами ряда европейских стран, в том числе правительством Федеративной республики Германия, а также правительством США и Европейским сообществом было заключено соглашение о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации (МНЭПР) (далее - Соглашение от 21.05.2003 года). Данное соглашение определяет рамки содействия сотрудничеству в сфере безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами в Российской Федерации. Соглашение о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации (МНЭПР) было ратифицировано Российской Федерации 23.12.2003 года. В соответствии с пунктом 1 Соглашения от 21.05.2003 года содействие в рамках МНЭПР оказывается посредством: исполнительских соглашений между одним или несколькими получателями и любой стороной, оказывающей содействие (двусторонняя форма). В пункте 4 статьи 9 "Освобождение от налогов или подобных сборов" Рамочного соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации сказано: "В дополнение к предыдущим пунктам физическим и юридическим лицам, принимающим участие в осуществлении программ в рамках настоящего Соглашения на территории Российской Федерации, предоставляется освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость и другими сборами в отношении оборудования и товаров, приобретаемых на территории Российской Федерации для реализации проектов или программ в рамках настоящего Соглашения, а также выполненных работ и оказанных услуг на территории Российской Федерации". В пункте 4 статьи 9 "Освобождение от налогов или подобных сборов" Рамочного соглашения говорится о любых физических и юридических лицах, которые принимают участие в осуществлении программ в рамках настоящего Соглашения на территории Российской Федерации и которым предоставляется освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость и другими сборами в отношении оборудования и товаров, приобретаемых на территории Российской Федерации для реализации проектов или программ в рамках настоящего Соглашения, а также выполненных работ и оказанных услуг на территории Российской Федерации.
Во исполнение Рамочного Соглашения от 21.05.2003 года и в соответствии с соглашением от 09.10.2003 года Федеративная республика Германия финансирует создание берегового пункта длительного хранения реакторных отсеков атомных подводных лодок в губе Сайда Мурманской области. Для осуществления строительства требуются строительные материалы, в том числе щебень.
17.05.2006 года между Энергиверке Норд ГмбХ (Заказчик, Федеративная республика Германия) и ОАО "Мурманское морское пароходство" (Исполнитель) был заключен контракт N ММР - 1. Предметом данного Контракта является закупка у ОАО "Олкон" и поставка Исполнителем на пункт длительного хранения щебня фракции 5 - 20 в сроки и на условиях, установленных Контрактом. Согласно Преамбуле Контракта N ММР - 1 эксплуатирующей организацией и получателем технической помощи является федеральное государственное унитарное предприятие "Северное федеральное предприятие по обращению с радиоактивными опасными отходами". Согласно удостоверению N 4902, утвержденному протоколом от 20.09.2006 года Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации, ОАО "Мурманское морское пароходство" является организацией - поставщиком, которая в целях реализации проектов или программ в рамках Рамочного Соглашения от 21.05.2003 приобретает на территории Российской Федерации различное оборудование и товары, в том числе ОАО "Мурманское морское пароходство" приобретает у ОАО "Олкон" щебень фракции 5 - 20, необходимый на строительство пункта длительного хранения реакторных отсеков атомных подводных лодок в губе Сайда Мурманской области. Из удостоверения N 4902 следует, что денежные средства на закупку у ОАО "Олкон" и поставку на пункт длительного хранения реакторных отсеков атомных подводных лодок щебня фракции 5 - 20 в размере 1 365 000 евро являются технической помощью (содействием).
08.06.2006 года между ОАО "Мурманское морское пароходство" и ООО "Мурманскстройтранс" был заключен договор перевозки грузов N 924. В соответствии с пунктом 1.1 данного договора ООО "Мурманскстройтранс" обязывалось осуществить перевозку груза ОАО "Мурманское морское пароходство" - щебень фракция 5 - 20 в количестве 46 500 тонн по маршруту "склад готовой продукции ООО "Олкон" - строительная площадка пункта длительного хранения реакторных отсеков атомных подводных лодок в губе Сайда Мурманской области". Из пункта 5.1. договора перевозки грузов N 924 от 08.06.2006 года следует, что договор перевозки грузов N 924 от 08.06.2006 года заключается в целях постоянного снабжения строящегося в губе Сайда Мурманской области пункта длительного хранения реакторных отсеков атомных подводных лодок щебнем с требуемыми свойствами для изготовления качественного бетона, в связи с чем, настоящий договор предусматривает помощь (содействие), оказываемую в соответствии с Соглашением от 09.10.2003 года между Министерством Российской Федерации по атомной энергии и Федеральным министерством экономики и труда Федеративной Республики Германия об оказании содействия в ликвидации сокращаемого Российской Федерации ядерного оружия путем утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-Морского флота России, во исполнение Рамочного Соглашения от 21.05.2003 года. Помощь (содействие) рассматривается как безвозмездная техническая помощь (содействие). Содействие, оказываемое в рамках Соглашения от 09.10.2003 года между Министерством Российской Федерации по атомной энергии и Федеральным министерством экономики и труда Федеративной Республики Германия об оказании содействия в ликвидации сокращаемого Российской Федерации ядерного оружия путем утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-Морского флота России, подлежит освобождению от налогов, таможенных пошлин и иных сборов в соответствии со статьей 9 Рамочного Соглашения от 21.05.2003 года.
То обстоятельство, что расчеты за оказанные услуги произведены без НДС, подтверждается платежными поручениями, представленными в материалах дела. Факт осуществления перевозки подтверждается актами выполненных работ и не оспаривается налоговым органом. Счета-фактуры ООО "Мурманскстройтранс" за оказанные услуги по договору от 08.06.2006 года N 924 были выставлены ОАО "Мурманское морское пароходство" без НДС.
Статьей 9 Рамочного Соглашения от 21.05.2003 года предусмотрено, что "Российская Сторона освобождает содействие, оказываемое по настоящему Соглашению, от таможенных пошлин, налогов на прибыль, других налогов и подобных сборов. Российская Сторона предпринимает все необходимые шаги для обеспечения того, чтобы местные и/или региональные налоги не взимались с содействия, оказываемого по настоящему Соглашению. Эти шаги включают предоставление писем от компетентных местных и региональных органов власти, подтверждающих, что содействие, оказываемое по настоящему Соглашению, не будет облагаться налогами. Такие подтверждающие письма из местностей и регионов, где будут осуществляться проекты в соответствии с настоящим Соглашением, направляются, одному из депозитариев до начала осуществления проектов. Стороны, оказывающие содействие, их персонал, подрядчики, субподрядчики, поставщики и субпоставщики могут ввозить в Российскую Федерацию и вывозить из Российской Федерации оборудование, грузы, материалы или услуги, необходимые для выполнения настоящего Соглашения. В дополнение к положениям, касающимся оказания содействия, временный ввоз и вывоз не подлежат обложению таможенными пошлинами, лицензионными сборами, ненадлежащими ограничениями, налогами или подобными сборами. В дополнение к предыдущим пунктам физическим и юридическим лицам, принимающим участие в осуществлении программ в рамках настоящего Соглашения на территории Российской Федерации, предоставляется освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость и другими сборами в отношении оборудования и товаров, приобретаемых на территории Российской Федерации для реализации проектов или программ в рамках настоящего Соглашения, а также выполненных работ и оказанных услуг на территории Российской Федерации".
Как следует из положений статьи 9 Соглашения от 21.05.2003 года, обязательных для исполнения налоговым органом в силу положений статьи 7 НК РФ, законодатель распространяет их действие на весь круг физических и юридических лиц, принимающих участие в осуществлении программ в рамках Соглашения, но не исключительно на "доноров" и "получателей" согласно Удостоверению, как указывается налоговым органом.
Указание налогового органа на отсутствие в пакете документов договора ООО "Мурманскстройтранс" с донором безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации носит чисто формальный характер, не учитывающий возможность привлечения к реализации подобных проектов субподрядчиков (соисполнителей).
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно статьи 272 Налогового Кодекса РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно. В соответствии с пунктом 6 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 года N 914 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" покупатели ведут учет счетов - фактур по мере поступления их от продавцов, а продавцы ведут учет счетов - фактур, выставленных покупателям, в хронологическом порядке. Однако в Правилах не определены последствия несоблюдения налогоплательщиком или его поставщиком порядка учета счетов - фактур. Кроме того, книга покупок не относится к первичным документам для получения вычета или возмещения из бюджета по налогу на добавленную стоимость, а ведется в целях бухгалтерского учета.
В суде первой инстанции было установлено, что в 2006 году ООО "Мурманскстройтранс" в состав налоговых вычетов включило суммы НДС по счетам-фактурам, поступившим в январе 2007 года:
ОАО "Мурманскстройтранс" N 566 от 31.12.2006 на сумму 129 656 руб., в том числе НДС - 19 778,03 руб. (лизинговый платеж за декабрь 2006 года по договору финансового сублизинга имущества N 01-04 от 28.07.2004, заключенному между ООО "Мурманскстройтранс" и ОАО "Мурманскстройтранс");
ОАО "Мурманское морское пароходство" N 200611398 от 31.12.2006 на сумму 952 497,77 руб. в том числе НДС - 145 296,27 руб. (за дизельное топливо, полученное на АЗС Автобазы ОАО "Мурманское морское пароходство" в декабре 2006 года по договору от 01.01.2006);
от ЗАО ИК "Энергогарант-Инвест ЛТД" N 00000008 от 28.02.2006, N 19 от 31.03.2006, N 00000026 от 30.04.2006, N 00000059 от 30.09.2006, N 00000066 от 30.11.2006, поступившие в ООО "Мурманскстройтранс" 27.02.2007, на общую сумму 3 140 руб., в том числе НДС - 478,97 руб. (вознаграждение услуг комиссионера, оказанных в 2006 году по договору комиссии N AT -1 от 15.12.2005).
Для правильного отражения затрат, относящихся к отчетному периоду, вышеуказанные документы заявитель отразил в составе расходов декабря 2006 года. Факт совершения указанных хозяйственных операций в 2006 году и оплата товаров (услуг) налоговым органом не оспаривается. Доказательство того, что указанные вычеты Обществом были заявлены в последующих налоговых периодах, налоговым органом не представлено.
При таком положении судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение арбитражного суда принято без нарушения норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат оставлению на ответчике.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 09 ноября 2007 года по делу N А42-6135/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6135/2007
Истец: ООО "Мурманскстройтранс"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России N7 по Мурманской области