Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 июля 2008 г. N А52-4404/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кравченко Т.В., судей Кирилловой И.И., Кустова А.А.,
рассмотрев 17.07 2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Псковская квартирно-эксплуатационная часть района" на решение Арбитражного суда Псковской области от 06.12.2007 (судья Рутковская Л.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20..03.2008 (судьи Митрофанов О.В., Елагина O.K., Моисеева И.Н.) по делу N А52-4404/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Псковэнергосбыт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к федеральному государственному учреждению Министерства обороны Российской Федерации "Псковская квартирно-эксплуатационная часть района" (далее - Учреждение) о взыскании 155 632 руб. 48 коп. задолженности за поставленную электроэнергию по нерегулируемым ценам за период с марта по сентябрь 2007 года.
Решением от 06.12.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.03.2008, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить решение и постановление, отказать в иске либо направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы ссылается на то, что Общество превысило процент предельных уровней нерегулируемых цен, поэтому увеличение стоимости электроэнергии сверх установленного тарифа является незаконным. Учреждение также ссылается на особенности своей организации и финансирования как бюджетного учреждения.
Лица, участвующие в деле, надлежаще уведомлены о времени и месте его рассмотрения, однако своих представителей в судебное заседание не направили. С учетом изложенного кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (гарантирующий поставщик) и Учреждение (потребитель) заключили договор энергоснабжения от 01.09.2006 N 6-э, по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется осуществить продажу электроэнергии и через привлеченных третьих лиц обеспечивать оказание услуг по передаче электроэнергии и иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электроэнергию и оказанные услуги.
Согласно пункту 6.1 договора от 01.09.2006 в соответствии с действующими правилами функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики объем потребленной электроэнергии оплачивается по регулируемым и нерегулируемым ценам. Объем электроэнергии, приобретенный гарантирующим поставщиком на оптовом рынке по регулируемым ценам. за вычетом объема электроэнергии. потребленного гражданами-потребителями распределяется для каждого потребителя пропорционально объему фактически потребленной ими за соответствующий расчетный период текущего года электрической энергии. Электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых потребителю по регулируемым ценам, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам, которые не превышают предельные уровни нерегулируемых цен, определяемые в соответствии с правилами функционирования розничных рынков электроэнергии.
В спорный период (с марта по сентябрь 2007 года включительно) Общество поставляло Учреждению электроэнергию как по регулируемым, так и по свободным (нерегулируемым) ценам. Для оплаты поставленной электроэнергии гарантирующий поставщик направлял потребителю счета-фактуры и расчет стоимости электроэнергии по сложившимся тарифам и объему потребления по нерегулируемому тарифу. Учреждение, ссылаясь на неправильный расчет стоимости электроэнергии по нерегулируемым ценам (превышение установленного уровня от фактически потребленного за расчетный период), а также на директивы и указания Министерства обороны Российской Федерации, частично оплатило счета-фактуры. В связи с изложенным Общество обратилось в суд с иском о взыскании 155 632 руб. 48 коп. долга.
Суды удовлетворили иск, сделав вывод о правильности расчета суммы задолженности и обоснованности требований Общества по праву.
Суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление подлежат оставлению без изменения ввиду следующего.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Кроме того, в силу положений статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором и в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Такой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1), а цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (пункт 2). Согласно пункту 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Статьей 2 Федерального закона "Об электроэнергетике" предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными Федеральными законами.
На основании статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (статья 6 названного закона).
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 31.07.2006 N 530" следует читать "от 31.08.2006 N 530"
В силу Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков; по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2006 N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X Правил объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе для снабжений' граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления (далее - граждане-потребители). Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном Правилами.
Гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (пункт 5 Правил).
В пункте 106 Правил определено, что на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.
В силу пункта 109 Правил электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с пунктом 106 Правил, оплачивается по свободным (нерегулируемым), ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.
Пунктами 109 - 111 Правил установлен механизм расчета нерегулируемых цен, что в системном толковании со статьей 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" указывает на их императивный характер для всех участников спорных правоотношений.
Судами проверены расчет стоимости электроэнергии, потребленной Учреждением по нерегулируемым ценам, а также соблюдение истцом порядка установления свободной (нерегулируемой) цены и сделан правильный вывод об обоснованности заявленного иска.
Ссылка Учреждения на то, что положения Правил о применении свободных цен действуют только с 01.01.2008, является ошибочной.
В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 Правила вступают в силу с даты их официального опубликования (с 01.09.2006) за исключением раздела XI Правил; раздел XI Правил (Особенности осуществления торговли по нерегулируемым ценам) вступает в силу с 01.01.2008.
Пункты 106 - 109 Правил находятся в разделе VII Правил, который вступил в силу с 01.09.2006. Раздел XI Правил, вступивший в силу с 01.01.2008, регламентирует лишь определенные особенности осуществления торговли по нерегулируемым ценам.
Таким образом, Правила в части установления основ организации расчетов между гарантирующим поставщиком и Учреждением подлежали применению к спорным правоотношениям.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 06.12.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2008 по делу N А52-4404/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Псковская квартирно-эксплуатационная часть района" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Кравченко |
Судьи |
И.И. Кириллова |
|
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июля 2008 г. N А52-4404/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника