Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 августа 2008 г. N А42-133/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05 июня 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Алешкевича О.А., Любченко И.С,
рассмотрев 04.08.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.03.2008 по делу N А42-133/2008 (судья Соломонко Л.П.),
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманское морское пароходство" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании постановления Мурманской таможни (далее - таможня) от 14.12.2007 по делу об административном правонарушении N 10207000-768/2007, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 07.03.2008 заявление удовлетворено, оспариваемое постановление таможни признано незаконным и отменено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, в действиях общества имеются все признаки административного правонарушения (статья 16.14 КоАП РФ). Таможенный орган считает, что при помещении товаров на склад временного хранения (СВХ) общество как владелец СВХ не представило в таможню документы, предусмотренные статьей 102 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и пунктом 7 Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденных Государственным таможенным комитетом Российской Федерации от 03.09.2003 N 958 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.10.2003 за N 5183; далее - Правила), тем самым нарушив установленные требования и условия помещения товаров на СВХ.
Представители таможни и общества, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно и судом установлено, что за пределами Российской Федерации в период с 09.07.2007 по 10.08.2007 на принадлежащем обществу судне "Капитан Чухчин" производились ремонтные работы и переоснащение радиооборудования (установлены новые радиолокационные станции "MANTA-2300", сопряженные с САРП). При этом устаревшее оборудование (радиолокационные станции "NUCLEUS-5000", "NUCLEUS-6000" САРП "DATA BRIDGE") выведено из эксплуатации и частично демонтировано (на судоремонтном заводе в Китае). Окончательный демонтаж устаревшего оборудования произведен по приходу в порт Мурманск.
30.10.2007 названное судно с демонтированным оборудованием прибыло в порт Мурманск. Капитан судна в графе 16 Общей декларации заявил об указанных ремонте и модернизации (лист дела 107). Согласно стандартным документам перевозчика судно следовало с грузом (глинозем в количестве 16 471 т).
07.11.2007 во исполнение положений абзаца второго пункта 3 статьи 278 и пункта 6 статьи 279 ТК РФ и с разрешения таможни демонтированное оборудование помещено на принадлежащий заявителю СВХ (лист дела 36). В связи с этим 08.11.2007 общество как владелец СВХ представило таможенному органу отчет N 000027 о принятии товаров на хранение и акт приема-передачи демонтированного оборудования от 07.11.2007 (листы дела 39-40).
Поскольку при помещении этого оборудования на СВХ заявитель не представил транспортные документы "на данную партию товаров", таможня вынесла определение от 08.11.2007 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении N 10207000-768/2007 и проведении по нему административного расследования, усмотрев признаки правонарушения применительно к статье 16.14 КоАП РФ (листы дела 30-32).
Таможенным органом составлен протокол об административном правонарушении от 07.12.2007 и принято оспариваемое постановление от 14.12.2007, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.14 КоАП РФ. Действия заявителя квалифицированы как нарушение установленных требований и условий помещения товаров (радиооборудования) на склад временного хранения. Обществу назначено административное наказание в виде 5 000 руб. штрафа.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление общества, указав на отсутствие в его действиях состава вмененного правонарушения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Суд первой инстанции должным образом установил фактическую сторону делу и правильно применил нормы материального права.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 11 ТК РФ транспортные средства -любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горючее смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.
Ввоз на таможенную территорию Российской Федерации замененных частей и оборудования допускается с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов применительно к таможенному режиму реимпорта (абзац второй пункта 3 статьи 278 ТК РФ).
Таможенное оформление замененных запасных частей и оборудования, которые ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации, производится по правилам таможенного оформления товаров, ввозимых в соответствии с таможенным режимом реимпорта (пункт 6 статьи 279 ТК РФ).
В силу положений статей 99-101 ТК РФ временное хранение товаров -таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру. Временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения. На склады временного хранения могут быть помещены любые иностранные товары.
Порядок помещения и хранения товаров на складах временного хранения определен главой 12 ТК РФ и Правилами.
В соответствии со статьей 102 ТК РФ при помещении товаров на склад временного хранения в таможенный орган представляются документы, содержащие сведения о наименовании и местонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами, о стране отправления и стране назначения товаров, о наименовании товаров, об их количестве, о количестве грузовых мест, характере и способах упаковки и маркировки товаров, фактурной стоимости, весе брутто товаров (в килограммах) либо об объеме товаров (в кубических метрах), а также сведения о классификационных кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков
Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, вправе сокращать перечень сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, с учетом вида транспорта, видов товаров, а также категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (пункт 1).
Для помещения товаров на склад временного хранения используются документы: предусмотренные статьями 73 - 76 ТК РФ, - в случае помещения товаров на склад временного хранения, расположенный в месте прибытия товаров; предусмотренные статьей 81 ТК РФ, - в иных случаях помещения товаров на склад временного хранения. Если представленные документы не содержат сведений, указанных в пункте 1 статьи 102 ТК РФ, лицо, помещающее товары на склад временного хранения, обязано сообщить в таможенный орган недостающие сведения путем представления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов, составленных им (или по его поручению другим лицом) в произвольной форме (пункт 2).
К значимым для таможенных целей документам и сведениям, представляемым при международной перевозке морским (речным) транспортом, отнесены коносаменты или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора морской (речной) перевозки (пункт 2 статьи 74 ТК РФ).
В подпункте "б" пункта 7 Правил также предусмотрен открытый перечень соответствующих документов. При этом конкретная форма документа не определена.
В то же время, как указано в пункте 12 Правил, если в представленных документах, упомянутых в пунктах 7 и 9 Правил, не указаны требуемые сведения, лицу, помещающему товары на СВХ, следует не позднее следующего рабочего дня после помещения товаров на СВХ представить должностному лицу подразделения таможенного органа иные имеющиеся у него документы или дополнительные документы, составленные им (или по его поручению другим лицом) в произвольной форме, в которых были бы указаны недостающие сведения.
Объективную сторону административного правонарушения образуют нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, свободный склад или на склад получателя товаров либо порядка их хранения, а равно совершение с ними или с товарами, имеющими статус находящихся на временном хранении, операций, влекущих изменение состояния таких товаров или нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями главы 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 16.14 КоАП РФ).
Оценив доводы участников спора и имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в данном случае демонтированное оборудование, будучи на балансе общества и проведенное по данным бухгалтерского учета как штатное, на момент прихода судна в порт Мурманск имело статус транспортного средства и не являлось грузом. У общества не имелось ни правовых, ни фактических оснований рассматривать это оборудование как груз и оформлять коносамент. Его транспортировка (в качестве составляющей транспортного средства, а не груза) не требовала договора перевозки и, как следствие, оформления соответствующих транспортных документов.
Заявитель выполнил обязанности, предусмотренные положениями Правил и статьи 102 ТК РФ, в связи с чем в его действиях не усматриваются признаки вмененного правонарушения.
Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.03.2008 по делу N А42-133/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2008 г. N А42-133/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника