Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 июля 2008 г. N А56-6395/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Бурматовой Г.Е., Матлиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.08 по делу N А56-6395/2008' (судья Трохова М.В.),
установил:
Фонд реализации культурных программ "Царскосельский' карнавал" (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - Комитет) от 30.01.08 N 28-2007.
Решением суда первой инстанции от 22.04.08 заявленные Фондом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение суда и отказать Фонду в удовлетворении заявленных требований.
Фонд и Комитет о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 0111.06 N 1341 "О проведении ежегодной Рождественской ярмарки в Санкт-Петербурге" (с учетом последующих изменений) с 14 декабря 2007 года по 7 января 2008 года в Санкт-Петербурге на площади Островского проводилась Рождественская ярмарка.
Фонд направил в Комитет письмо от 16.11.07 N 17 с просьбой согласовать размещение объектов Рождественской ярмарки в Екатерининском сквере на площади Островского.
Комитет, рассмотрев названное обращение Фонда, письмом от 30.11.07 N 2-10112-1 согласовал размещение объектов ярмарки, за исключением размещения торговых палаток и генераторов в сквере на площади Островского.
В ходе проверки соблюдения правил охраны и использования объектов культурного наследия, проведенной Комитетом 12.12.07, был выявлен факт установки на территории объекта культурного наследия - "Сквер на пл. Островского" временных сооружений (торговых палаток) в количестве 6 штук, являющихся объектами Рождественской ярмарки. Названные объекты были установлены Фондом в период с 10.12.07 по 12.12.07 в отсутствие разрешительной документации Комитета. Указанные нарушения зафиксированы Комитетом в акте от 12.12.07.
В целях устранения выявленных нарушений Комитет выдал Фонду предписание от 12.12.07 N 7/2949, содержащее требование о демонтаже указанных объектов Рождественской ярмарки с территории объекта культурного наследия регионального значения "Сквер на пл. Островского" в срок до 14.12.07.
В ходе повторной проверки, проведенной Комитетом 17.12.07, было установлено, что указанное предписание Фондом не выполнено, нарушение не устранено, в связи с чем Комитетом в отношении Фонда был составлен протокол от 17.12.07 N 4-74-5 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением от 30.01.08 N 28-2007 Фонд признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде взыскания 30 000 рублей штрафа.
Признавая постановление незаконным, суд первой инстанции сделал вывод о наличии в действиях Фонда события вменяемого правонарушения, однако указал на отсутствие в его действиях субъективной стороны правонарушения, что является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности.
Статьей 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность юридических лиц за проведение земляных, строительных, мелиоративных/-хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно.
Судом первой инстанции установлено, что согласно решению Исполкома Ленгорсовета от 11.07.88 N 549 "Сквер на пл. Островского (Екатерининский сквер), расположенный по адресу: г. Санкт-Петербург, площадь Островского, является объектом культурного наследия регионального значения.
В силу пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 25.0.6.02 N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-Ф3) проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона N 73-Ф3 работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Согласно пункту 1 статьи 40 этого же Закона к сохранению объекта культурного наследия относятся направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе приспособление объекта культурного наследия для современного использования.
Таким образом, установка торговых палаток на территории объекта культурного наследия не могла быть осуществлена без письменного разрешения Комитета.
Вместе с тем, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии вины Фонда в совершенном нарушении.
Как следует из материалов дела, пунктом 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.06 N 1341 "О проведении ежегодной Рождественской ярмарки в Санкт-Петербурге" установлено, что подготовку и проведение ярмарки осуществляет Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, который в силу пункта 3 названного постановления утверждает план мероприятий, требования к участникам ярмарки, культурную программу проведения ярмарки, а также состав организационного комитета по подготовке и проведению ярмарки.
Из протокола заседания организационного комитета по организации и проведению Рождественской ярмарки в Санкт-Петербурге от 11.12.07 N 3 следует, что решение о завершении монтажа оборудования и установки новогодних домиков на территории ярмарочного пространства принято не Фондом, а организационным комитетом, сформированным Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли,
Комитетом не представлено доказательств того, что при таких условиях именно Фонд является субъектом правонарушения. Указывая в постановлении, что Фонд является ответственным исполнителем проекта Рождественской ярмарки, .
Тот факт, что Фонд обращался в Комитет за получением; согласования размещения объектов Рождественской ярмарки, сам по себе не является подтверждением того, что именно Фонд несет ответственность за проведение работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия.
Таким образом, Комитетом не подтвержден факт того, что Фонд является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, оснований для отмены решения суда - нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.08 по делу N А56-6395/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июля 2008 г. N А56-6395/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника