Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 августа 2008 г. N А56-48822/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 марта 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Любченко И.С.,
при участии от ОАО "Петролеспорт" Новосада А.А. (доверенность от 23.01.2008 N 29), от Балтийской таможни Рождественской К.В. (доверенность от 29.12.2007 N 04-19/1056), Орловой И.В. (доверенность от 31.01.2008 N 30-15/1714),
рассмотрев 29.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Петролеспорт" на; решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2008 по делу N А56-48822/2007 (судья Корушова И.М.),
установил:
Открытое акционерное общество "Петролеспорт" (далее - общество, СВХ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Балтийской таможни (далее - таможня) от 06.11.2007 N 10216000-2093/2007, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 12.03.2008 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшийся судебный акт, заявленные требования удовлетворить. Податель жалобы указывает на отсутствие его вины в совершенном правонарушении, поскольку в сфере правоотношений, возникающих при формировании и представлении отчетности по формам ДО1мв, ДО2мв, предусмотренной Правилами совершения таможенных операций при временном хранении товаров (утверждены приказом Государственного таможенного комитета от 03.09.2003 N 958; далее - Правила), отсутствует четкое правовое регулирование соответствующих действий, которые должен совершить владелец СВХ в целях указания в отчетных формах достоверного веса брутто товара. Кроме того, при заполнении названных отчетностей общество руководствовалось указаниями должностного лица таможни во избежание расхождений в сведениях, отражаемых в формах ДО1мв и ДО2мв. СВХ ссылается на статью 1.5 КоАП РФ, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П, полагая, что ответственность за противоправное деяние может применяться лишь в случае, если доказана вина лица, его совершившего.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, а представители таможни возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной в отношении общества таможенной ревизии компетентным органом выявлено представление СВХ отчетности формы ДО2мв, содержащей недостоверные сведения. Таможня установила, что вес брутто товара, отраженный в графе 12 отчетной формы ДО2мв, согласно отчету N 7739 (добавочный лист N 1), составляет 14 726 кг, в то время как в ГТД N 10216080/050607/0079433 вес брутто указан как 7 664,22 кг; вес брутто, зафиксированный в графе 12 отчетной формы ДО2мв, согласно отчету N 7739 (добавочный лист N 2), составляет 10 561 кг, в ГТД N 10216080/060607/0080137 - 8 921 кг.
По итогам мероприятий таможенного контроля таможня 01.10.2007 составила протокол N 10216000-2093/2007 и 06.11.2007 вынесла постановление о привлечении общества к административной ответственности, которым признала его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, назначив ему наказание в' виде штрафа в размере 20 000 руб.
Общество, не cогласившись с названным постановлением, обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции указал на то, что общество не выполнило требования статьи 27 Правил, в то время как в его распоряжении имелись документы, содержащие сведения о весе брутто товара, трейлера и общем весе брутто товара и трейлера.
Изучив материалы дела, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).
В силу статьи 16.15 КоАП РФ непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статьей 364 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлен круг лиц, обязанных по требованию таможенных органов представить в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах по формам, определяемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, к которому относится и владелец склада временного хранения.
Форма и порядок представления таможенному органу отчетности регламентированы указанными выше Правилами.
В пункте 6 Правил отражено, что для помещения товаров после их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации на СВХ, расположенный в месте прибытия, в соответствии со статьями 73 - 76, 102 ТК РФ должностному лицу таможенного поста или при отсутствии таможенного поста в структуре таможни структурного подразделения таможни, осуществляющего таможенное оформление и таможенный контроль, владелец СВХ представляет документы, содержащие следующие сведения: при международной перевозке морским (речным) транспортом: наименование, общее количество и описание товаров; количество грузовых мест, их маркировку и виды упаковок товаров, то есть самостоятельное определение веса брутто товара владельцем СВХ не предусмотрено.
Согласно пункту 15 Правил если в процессе принятия товаров на хранение устанавливаются факты повреждения или порчи товаров, а также не соответствие их наименования и количества, количества грузовых мест, характера и способов упаковки и маркировки, веса брутто либо объема указанным в транспортных или коммерческих документах, владелец СВХ извещает об этом подразделение таможенного органа путем представления соответствующих документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и обычаями делового оборота фиксируются данные обстоятельства. Указанные документы прикладываются чк документам, представляемым при помещении товаров на СВХ.
Пунктом 27 Правил предусмотрено, что владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в подразделение таможенного органа отчетность об их хранении (пункт 2 статьи 112 ТК РФ) по следующим формам: при помещении товаров после их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации морским (речным) транспортом на СВХ, расположенный в месте прибытия: ДО1мв - отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение на СВХ; ДО2мв - отчетность, формируемая в случае выдачи товаров с СВХ.
Системный анализ Правил не позволяет признать, что на подзаконном уровне имеется четкая правовая регламентация действий владельца СВХ (порядка заполнения им отдельных граф отчетной формы) в случаях необходимой корректировки отчетных сведений на документальной основе (при выявленных расхождениях сведений в первоначальных и последующих документах).
Представив таможне отчетную форму ДО2мв с указанием веса брутто 14 726 кг и 10 561 кг, общество одновременно подало и другие документы, в которых указан вес брутто товаров с учетом проведенных агентом перевозчика корректировок при помещении продукции на склад, что свидетельствует об отсутствии у СВХ умысла скрыть действительный вес выпущенного товара.
Однако судом первой инстанции не учтено данное обстоятельство, не принят им во внимание и тот факт, что общество действовало в соответствии с указаниями должностного лица таможни - Камалетдинова Р.А. (уведомление от 28.02.2006), в связи с чем выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, нельзя признать обоснованными.
При таком положении решение суда первой инстанции подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение. При повторном судебном разбирательстве суду следует выяснить, имелась ли у общества возможность надлежаще исполнить возложенные на него таможенным законодательством обязанности; установить обстоятельства спора исходя из всех имеющихся в деле доказательств, после чего вынести законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2008 по делу N А56-48822/2007 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 августа 2008 г. N А56-48822/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного окрга по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника