Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 июля 2008 г. N А42-5812/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 мая 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Абакумовой И.Д., Корабухиной Л.И.,
рассмотрев 31.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.11.2007 (судья Янковая Г.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2008 (судьи Третьякова Н.О., Згурская М.Л., Протас Н.И.,) по делу N А42-5812/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманское грузовое автотранспортное предприятие" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску, выразившихся в не зачислении налоговых платежей Общества, оплата которых произведена генеральным директором предприятия за период апрель - сентябрь 2007 года, а именно:
- 69 687 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии (по квитанциям Отделения Сберегательного Банка (далее - ОСБ РФ) от 11.05.2007 N 418, от 19.06.2007 N 73, от 13.07.2007 N 45, 14.09.2007 N 98 и 1034557850);
- 3 929 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии (по квитанциям ОСБ РФ от 13.04.2007 N 419, от 11.05.2007 N 72, от 19.06.2007 N 43, от 14.09.2007 N 97 и N 103455786).
Решением суда первой инстанции от 20.11.2007, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2008, заявленные требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 20.11.2007 и постановление от 14.03.2008 и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении его заявления. По мнению налогового органа, налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, и исполнение этой обязанности через третьих лиц законодательством о налогах и сборах не предусмотрено, а даваемое им указание об уплате налога третьим лицам является противозаконным. Поскольку в данном случае платежные документы оформлены не от самого налогоплательщика - Общества, а от имени физического лица - Корытова С.И. Следовательно, соответствующие суммы налога в нарушение пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уплачены не за счет собственных средств Общества. Кроме того, Инспекция также считает, что платежное поручение об уплате налога должно быть направлено в банк самим налогоплательщиком, а даваемое им указание об уплате налога другим лицам является противозаконным.
Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, однако представители в суд кассационной инстанции не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, заявителем за период апрель - сентябрь 2007 года по квитанциям ОСБ РФ оплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы на ОПС) Общества, в том числе:
- 15 061 руб. страховых взносов на ОПС, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФ РФ) на страховую часть трудовой пенсии - по квитанции от 13.04.2007 N 418;
- 778 руб. страховых взносов на ОПС, зачисляемых в ПФ РФ на накопительную часть трудовой пенсии - по квитанции от 13.04.2007 N 419;
- 14 515 руб. страховых взносов на ОПС, зачисляемых в ПФ РФ на страховую часть трудовой пенсии - по квитанции ОСБ РФ от 11.05.2007 N 73;
- 782 руб. страховых взносов на ОПС, зачисляемых в ПФ РФ на накопительную часть трудовой пенсии - по квитанции от 11.05.2007 N 72;
- 12 756 руб. страховых взносов на ОПС, зачисляемых в ПФ РФ на страховую часть трудовой пенсии - по квитанции ОСБ РФ от 19.06.2007 N 45;
- 782 руб. страховых взносов на ОПС, зачисляемых в ПФ РФ на накопительную часть трудовой пенсии - по квитанции ОСБ РФ от 19.06.2007 N 43;
- 13 373 руб. страховых взносов на ОПС, зачисляемых в ПФ РФ на страховую часть трудовой пенсии - по квитанции ОСБ РФ от 13.07.2007 N 98;
- 782 руб. страховых взносов на ОПС, зачисляемых в ПФ РФ на накопительную часть трудовой пенсии - по квитанции от 13.07.2007 N 97;
- 13 982 руб. страховых взносов на ОПС, зачисляемых в ПФ РФ на страховую часть трудовой пенсии по квитанции от 14.09.2007 N 103455785;
- 805 руб. страховых взносов на ОПС, зачисляемых в ПФ РФ на страховую часть трудовой пенсии по квитанции от 14.09.2007 N 103455786.
Инспекция письмами от 21.09.2007 N 90/10-4-148344 и от 29.06.2007 N 90/10-24-102173 (листы дела 17-18) подтвердила факт поступления денежных средств, оплаченных по квитанциям ОСБ по кодам бюджетных классификаций, указанных в заявлениях налогоплательщика, а также сообщила Обществу о том, что все платежи, уплаченные указанными квитанциями ОСБ, будут включены в КРСБ Корытова С.И. (ИНН 519010161444) и разнесены, как "невыясненные поступления".
Считая действия налогового органа незаконными, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что суммы страховых взносов на ОПС добровольно и своевременно уплачены в бюджет в полном объеме по квитанциям ОСБ генеральным директором Общества Корытовым С.И., являющимся его законным представителем, из чего следует, что Обществом фактически исполнена обязанность по уплате страховых взносов на ОПС.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Суды первой и апелляционной инстанций в результате исследования материалов дела пришли к обоснованному выводу об уплате в полном объеме страховых взносов на ОПС, зачисляемых в ПФ РФ на страховую и накопительную части трудовой пенсии руководителем Общества - генеральным директором Корытовым С.И. Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела квитанциями Формы ПД-4сб ОСБ N 8627/1352 от 13.07.2007 NN 97, 98 (лист дела 23), от 13.04.2007 NN 418, 419 (лист дела 20), от 11.05.2007 NN 72, 73 (лист дела 21), квитанциями ОСБ N 8627/01352 от 14.09.2007 NN 103455786, 103455785 (лист дела 24).
При этом доводы налогового органа о невозможности уплаты налога юридическим лицом путем внесения наличных денежных средств физическим лицом - законным представителем организации суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали не соответствующими нормам НК РФ.
В пункте 3 статьи 45 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, действовавшей в проверенном периоде) указано, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22.01.2004 N 41-0, "из пункта 1 статьи 45 НК РФ во взаимосвязи с положениями его главы 4 "Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" вытекает, что по своему содержанию абзац первый пункта 1 статьи 45 НК РФ не препятствует участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. Однако представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Кроме того, само представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица. Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству, платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств.
Таким образом, положения пунктов 1 и 2 статьи 45 НК РФ в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, то есть от своего имени и за счет своих собственных средств уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств".
Также Конституционный Суд Российской Федерации в названном определении указал, что "иное толкование понятия "самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога" приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком, что не только препятствовало бы результативному налоговому контролю за исполнением каждым налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога, но и создавало бы выгодную ситуацию для уклонения недобросовестных налогоплательщиков от законной обязанности уплачивать налоги путем неотражения на своем банковском счете поступающих доходов.
Изложенное полностью распространяется на процесс перечисления налоговыми агентами сумм удержанных ими налогов в бюджет. Самостоятельность исполнения ими этой обязанности заключается в совершении действий по перечислению налогов в бюджет от своего имени и за счет тех денежных средств, которые ими были удержаны из сумм произведенных выплат".
В пункте 1 статьи 26 НК РФ закреплено право налогоплательщика участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (статья 27 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
В силу положений статьи 69 Федерального закона от 26.12.1995 "Об акционерных обществах" единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.
Как видно из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, обязанность Общества по уплате спорных сумм страховых взносов на ОПС, зачисляемых в ПФ РФ на страховую и накопительную части трудовой пенсии за период апрель - сентябрь 2007 года исполнена путем внесения наличных денежных средств по квитанциям ОСБ 8627/1352 и Северо-Западного Банка Сбербанка Российской Федерации 8627/01352 генеральным директором Корытовым С.И.
Полномочия Корытова С.И. подтверждаются представленными в материалы дела копией решения акционера Общества от 10.05.2007 N 7 и выпиской из единого государственного реестра юридических лиц (листы дела 13-15).
Денежные средства на уплату налога получены им из кассы Общества по расходным кассовым ордерам от 12.04.2007 N 70, от 11.05.2007 N 98, от 19.06.2007 N 128, от 13.07.2003! N 146, от 14.09.2007 N 192 с назначением платежей - для уплаты налогов (листы дела 11, 42, 44, 46, 48 и 50).
Согласно авансовым отчетам от 13.07.2007 N 37, от 13.04.2007 N 24, от 11.05.2007 N 31, от 19.06.2007 N 34 и от 17.09.2007 N 46 (листы дела 19, 43, 45, 47, 49, 51) выданные из кассы Общества денежные средства использованы генеральным директором Корытовым СИ. для уплаты спорных сумм страховых взносов на ОПС, зачисляемых в ПФ РФ на страховую и накопительную части трудовой пенсии за период апрель - сентябрь 2007 года. Кроме тогб, в авансовых отчетах (на оборотной стороне) указаны документы, подтверждающие фактически произведенные генеральным директором расходы, в том числе квитанции ОСБ N 8627 и Северо-Западного Банка Сбербанка Российской Федерации об уплате спорных сумм.
При этом следует отметить, что в квитанциях правильно указаны реквизиты: ИНН, номер счета получателя платежа, БИК, наименование платежей, коды бюджетной классификации, а также ИНН налогоплательщика - Общества 5193101650 и его юридический адрес (город Мурманск, пр. Кольский, 53).
Данные обстоятельства позволяют персонифицировать налогоплательщика и идентифицировать остальные необходимые реквизиты.
Кроме того, налоговый орган письмами от 21.09.2007 N 90/10-4-148344 и от 29.06.2007 N 90/10-24-102173 подтвердил Обществу поступление спорной суммы платежей с распределением по кодам бюджетных классификаций.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали на то, что 69 687 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии (по квитанциям ОСБ РФ от 11.05.2007 N 418, от 19.06.2007 N 73, от 13.07.2007 N 45, 14.09.2007 N 98 и 1034557850) и 3 929 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии (по квитанциям ОСБ РФ от 13.04.2007 N 419, от 11.05.2007 N 72, от 19.06.2007 N 43, от 14.09.2007 N 97 и N 103455786) уплачены непосредственно Обществом через его законного представителя (Корытова С.И.) и за счет собственных денежных средств заявителя.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.11.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2008 по делу N А42-5812/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
И.Д. Абакумова |
|
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 июля 2008 г. N А42-5.812/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника