Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 августа 2008 г. N А56-11618/2008
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 июня 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Бурматовой Г.Е., Клириковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному Федеральному округу на решение Арбитражного суда Ророда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2008 по делу N А56-11618/2008 (судья Гранова Е.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Монарх Северо-Запад" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному Федеральному округу (далее - Управление) от 07.03.2008 N 06-08/21-1/2 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 11.06.2008 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь' на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 11.06.2008 и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, сотрудником Северо-Западной государственной инспекции пробирного надзора на основании распоряжения от 26.11.2007 N 130Ф проведена проверка соблюдения Обществом законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 01.01.2006 по 26.11.2007, по результатам которой составлен акт от 24.12.2007.
В ходе проверки установлено, что Общество в проверяемый период осуществляло оптовую куплю-продажу ювелирных изделий из драгоценных галлов, в том числе имели место сделки на сумму свыше 600 000 рублей, нако, в нарушение требований статей 6 и 7 Федерального закона от 07.08.2001 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных эступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 11.5-ФЗ), общество не осуществляло документального фиксирования сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю, и не направляло сообщения указанным операциям в уполномоченный орган.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "статьей 27 КоАП РФ" следует читать "статьей 15.27 КоАП РФ"
Материалы проверки были переданы в Управление, где 15.02.2008 в исутствии законного представителя Общества составлен протокол 06-08/21-1/2 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 27 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя Управления от 07.03.2008 06-08/21-1/2 Общество привлечено к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ за правонарушение, выразившееся в неисполнении им законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, тученных преступным путем, и финансированию терроризма в части иксирования, хранения и представления сведений об операциях, подлежащих язательному контролю, и ему назначено наказание в виде административного трафа в размере 50 000 рублей.
Общество, посчитав постановление Управления незаконным, обжаловало его арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал вывод недоказанности факта совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушения.
Как установлено статьей 15.27 КоАП РФ, неисполнение организацией, существляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, аконодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, олученных преступным путем, и финансированию терроризма в части зафиксирования, хранения и представления информации об операциях, одлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего онтроля влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в. 1размере от пятидесяти до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без ражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами ни иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Закрном N 115-ФЗ.
К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относится, в частности, обязательный контроль (статья 4 Закона N 115-ФЗ).
Согласно статье 5 Закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, в том числе вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, перечисленных в данном пункте.
Из материалов дела видно, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Управлением установлены факты совершения Обществом двенадцати операций, подлежащих в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ обязательному контролю, срок давности привлечения к административной ответственности не истек в данном случае по трем операциям, а именно: в 2007 году от поставщика (ЗАО "ТПК "Аурум") Обществом получено товара (ювелирные изделия) на следующие суммы и в следующие даты: 2 550 548,42 руб. - 16.04.2007 (по трем накладным N 151, 152, 153); 2 410 840,52 руб- 03.07.2007 (по двум накладным N 269, 268); 2 039 945,31 руб. - 01.10.2007 (по трем накладным N 416, 421, 420). При этом сведения по выявленным операциям Обществом в уполномоченный орган не направлялись. Приведенные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Судом по материалам дела установлено, что ювелирные изделия приобретались по договору поставки товара от 26.01.2007 N ДП-07/002, согласно пункту 1.1 которого поставщик обязуется поставить и передать в собственность покупателю товар, а покупатель обязуется принять этот товар и оплатить.
Суд первой инстанции, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Управления, указав на то, что необходимость представления сведений о совершенной операции возникает у Общества только после оплаты товара в полном объеме, а поскольку, учитывая специфику взаимоотношений между сторонами договора поставки ювелирных изделий, установить, когда была произведена оплата товара по конкретной накладной, не представляется возможным, суд сделал вывод о недоказанности факта неисполнения Обществом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об этих операциях. Кассационная инстанция считает данный вывод суда ошибочным ввиду следующего.
Согласно статье 3 Закона N 115-ФЗ операциями с денежными средствами или иным имуществом являются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Данное определение дословно воспроизводит положения статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в которой содержится понятие сделки.
В силу статьи 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Исходя из системного анализа перечисленных выше норм права, подлежат обязательному контролю только операции по фактическому получению товара по договору поставки, стоимость которого равна или превышает 600 000 рублей.
В рассматриваемом случае факт передачи и получения Обществом ювелирных изделий на сумму свыше 600 000 рублей, а также непредставление информации об этих операциях в уполномоченный орган, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, доказан административным органом и подтвержден материалами дела.
Таким образом, Общество правомерно привлечено к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об этих операциях.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности Управлением не допущено.
При таком положении кассационная инстанция считает правильным отменить решение суда первоинстанции, в связи с неправильным применением норм права и отказать Обществу в удовлетворении заявленных им требований о признании незаконным и отмене постановления Управления от 07.03.2008 N 06-08/21-1/2 о привлечении к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный- арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2008 по делу N А56-11618/2008 отменить.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Монарх Северо-Запад" отказать.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
Г.Е. Бурматова Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 августа 2008 г. N А56-11618/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника