Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 августа 2008 г. N А05-609/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Никитушкиной Л.Л., Пастуховой М.В.,
рассмотрев 06.08.08 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.04.08 по делу N А05-609/2008 (судья Козьмина С.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Поморские прибрежные промыслы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - налоговая инспекция, инспекция) от 26.12.07 N 09-15/16094 в части начисления налогов на прибыль, на имущество, на добавленную стоимость, единого социального налога, соответствующих пени и штрафов, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в связи с необоснованным применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), а также в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 НК РФ.
Решением суда от 04.04.08 требования общества удовлетворены.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение от 04.04.08 и вынести новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, общество неправомерно применяет УСН, поскольку имеет филиал в городе Мурманске, соответствующий определению, содержащемуся в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, для участия в судебном заседании не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 14.04.04 по 23.07.07. В ходе проверки налоговый орган сделал вывод о неправомерном применении обществом с 4 квартала 2004 года по 2006 год включительно упрощенной системы налогообложения после создания обществом и постановки на учет в налоговом органе обособленного подразделения в городе Мурманске. Инспекция считает, что указанное подразделение является филиалом, так как соответствует определению, содержащемуся в статье 55 ГК РФ. На этом основании инспекция доначислила обществу налоги по общей системе налогообложения, соответствующие пени и привлекла налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Кроме того, налоговый орган привлек общество к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 НК РФ, за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в течение более одного налогового периода. К таким нарушениям инспекция отнесла непредставление обществом на проверку регистра по количественно-суммовому учету рыбопродукции, а также то, что налогоплательщиком не определен метод оценки товаров, необходимый при списании товаров на реализацию для учета их стоимости.
Удовлетворяя требование общества о признании недействительным решения налогового органа, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
В силу статьи 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Таким образом, в налоговом законодательстве различаются понятия "филиал" и "обособленное подразделение", однако, понятию "филиал" в Кодексе определение не дано.
Пунктом 1 статьи 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации иное не предусмотрено, понятие "филиал" следует применять в том значении, в каком оно используется в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Согласно статье 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их лица.
Из приведенных норм права следует, что, если обособленное подразделение не содержит признаков филиала или представительства, перечисленных в статье 55 ГК РФ, то оно таковым и не является.
В данном случае судом установлено и подтверждается материалами дела, что созданное обществом в городе Мурманске обособленное подразделение отвечает признакам, содержащимся в статье 11 НК РФ. Поскольку обособленное подразделение, созданное обществом в соответствии со статьей 11 НК РФ, не соответствует определениям филиала и представительства, содержащимся в статье 55 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерном применении обществом упрощенной системы налогообложения и необоснованном начислении налоговым органом налогов по общепринятой системе налогообложения, начислении пени и налоговых санкций за неуплату доначисленных сумм налогов.
Оспариваемым решением общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 НК РФ, за отсутствие налогового регистра по количественно-суммовому учету рыбопродукции и не определение метода оценки товаров.
Признавая недействительным оспариваемое решение налогового органа в указанной части, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 120 НК РФ под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более) в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, применяющие УСН, обязаны вести бухгалтерский учет только основных средств и нематериальных активов. Организации, применяющие УСН, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
В соответствии со статьей 346.24 главы 26.2 НК РФ налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается актом проверки, что общество вело бухгалтерский учет в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Нарушений ведения бухгалтерского учета проверкой не выявлено. Книга учета доходов и расходов велась обществом в установленном порядке, к первичным документам инспекция претензий не заявляла.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 НК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.04.08 по делу N А05-609/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Судьи |
Л.Л. Никитушкина |
|
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 августа 2008 г. N А05-609/2008
Текст постановления предоставлен Федралным арбитражным судом Северо-Западного округа по дговору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ привдится с сохраненим орфграфии и пунктации источника