Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 августа 2008 г. N А66-7072/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июня 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Абакумовой И.Д., Морозовой Н.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Санаторий Кашин" Чащина И.С. (доверенность от 31.07.2008),
рассмотрев 13 08.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 14.01.2008 (судья Голубева Л.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2008 (судьи Богатырева В.А., Бочкарева И.Н., Пестерева О.Ю.) по делу N А66-7072/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Санаторий Кашин" (далее - ООО "Санаторий Кашин", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным пункта 2 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области (далее - Инспекция), от 23.07.2007 N 11-08/448/5658096 в части предложения уплатить 4 885 руб. 17 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) со стоимости услуг реабилитационно-восстановительного лечения (с учетом уточнения требований).
Решением суда от 14.01.2008, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2008, заявленное Обществом требование удовлетворено полностью.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить вынесенные по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению подателя жалобы, оказанные Обществом услуги по размещению в одноместных и двухместных номерах двух пациентов, направленных страховой компанией на санаторно-курортное лечение, подлежат налогообложению в общем порядке без использования льготы, предусмотренной пп.2 п.2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представитель Общества просил оставить кассационную жалобу налогового органа без удовлетворения, а принятые судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились. Налоговым органом заявлено ходатайство о рассмотрении дела без его участия, которое удовлетворено судом.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку первичной налоговой декларации Общества по НДС за декабрь 2006 года, с учетом уточненных налоговых деклараций по этому налогу за указанный период, по результатам которой составила акт от 05.06.2007 N 11-08/448 и вынесла решение от 23.07.2007 N 11-08/448/5658096 об отказе в привлечении к налоговой ответственности. Данным решением Обществу предложено уплатить 5 620 руб. 42 коп. НДС, в том числе 4 885 руб. 17 коп. со стоимости услуг по реабилитацитонно восстановительному лечению.
Основанием для принятия данного решения послужило, в частности, то, что Общество не включило в налоговую базу по НДС за декабрь 2006 стоимость услуг по размещению в палатах пациентов Веселовой Н.Е. и Егорова В.Ф., направленных на реабилитационно-восстановительное лечение Тверским филиалом страховой компании "Регионгарант" (далее - страховая компания) в рамках договора по предоставлению медицинских услуг по восстановительному и реабилитационному лечению. По мнению инспекции, данные услуги не попадают под действие положений подпункта 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ, поскольку связан с проживанием указанных лиц во время санаторно-курортного лечения в условиях повышенной комфортности (1-местных и 2-местных палатах со всеми удобствами).
Общество, считая решение налогового органа от 23.07.2007 N 11-08/448/5658096 незаконным в данной части, обжаловало его в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные Обществом требования, признав, что услуги по размещению пациентов в санатории не являются самостоятельным видом услуг, а наряду с лечебным питанием и непосредственно медицинскими процедурами входят в комплекс реабилитацмрнно-восстановительного лечения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции.
Согласно подпункту 2 пункта 2 и пункту 6 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, при наличии соответствующей лицензии.
В целях главы 21 НК РФ к медицинским услугам относятся услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению, независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2001 N 132.
Пунктом 4 указанного Перечня предусмотрено, что не облагаются НДС услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях.
В силу подпункта 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно пункту 3 Положения "О лицензировании медицинской помощи", утвержденного Постановлением Правительства Российский Федерации от 04.07.2002 N 499, действовавшего в проверяемый период, медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий и медицинских экспертиз, применение методов традиционной медицины, а также заготовку органов и тканей в медицинских целях.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 N 454-ст введен в действие "Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (далее - ОКВЭД), на основании которого осуществляется отнесение конкретного вида деятельности к деятельности санаторно-курортных учреждений.
Согласно коду ОКВЭД 85.11.2 деятельность санаторно-курортных учреждений включает в себя санаторно-курортную деятельность, связанную с проведением лечения, профилактики и оздоровительных мероприятий на базе лечебно-профилактических учреждений (санаториев, курортов, профилакториев, пансионатов с лечением, санаториев-профилакториев, бальнеологических лечебниц, грязелечебниц, детских санаториев, санаториев для детей с родителями, санаторно-оздоровительных лагерей круглогодичного действия и т.п.); обеспечение условий пребывания в санаторно-курортных учреждениях (проживания, питания и т.п.).
Судебными инстанциями установлено, что ООО "Санаторий Кашин" осуществляет свою деятельность на основании лицензии от 11.02.2004 серии Г 601724 N 16, согласно которой Обществу разрешаются работы и услуги медицинской деятельности, в том числе: диетология, лечебная физкультура и спортивная медицина, физиотерапия, восстановительная медицина.
Из материалов дела видно, что Веселовой В.Н.и Егорову В.Ф. Обществом оказывались медицинские услуги по восстановительному и реабилитационному лечению на основании договора от 01.03.2005 (т.1 л.д. 45,46), заключенного между ООО "Санаторий Кашин" и ОАО Страховая компания "Регионгарант". При этом из условий договора не следует, что Общество приняло на себя обязательство по размещению данных лиц в санатории в номерах повышенной комфортности. Не подтверждается это обстоятельство и иными материалами дела.
Налоговым органом не доказано и то, что Общество предоставляет услуги по проживанию лиц в санатории вне связи с лечебным процессом.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства и на основании указанных выше нормативных актов, сделали правильный вывод о том, что обеспечение проживания пациентов в санатории является не самостоятельным видом услуг, а необходимым условием реабилитационно - восстановительного лечения в санаторно-курортном учреждении.
Следовательно, у налогового органа не было законных оснований полагать, что оказанные Обществом услуги по обеспечению пребывания (проживания) пациентов в период их лечения не подлежат освобождению от налогообложения в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Данный вид льготы является самостоятельным и не связанным с иными видами льгот, перечень которых приведен в статье 149 НК РФ, вследствие чего ссылку налогового органа на невыполнение Обществом условий освобождения от налогообложения операций, предусмотренных подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ, следует признать несостоятельной.
В кассационной жалобе Инспекция указывает на недостоверность представленных Обществом некоторых первичных документов (перечней оказанных медицинских услуг), однако это обстоятельство не было причиной для вынесения оспариваемого решения налогового органа, проверка законности которого осуществлялось судом.
Поскольку дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
При подаче кассационной жалобы Инспекции была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, которая подлежит взысканию с нее в соответствии со статьей 102 АПК РФ и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14.01.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2008 по делу N А66-7072/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
И.Д. Абакумова |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 августа 2008 г. N А66-7072/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника