Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 августа 2008 г. N А66-8120/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Коняевой Е.В. и Сергеевой. И.В.,
при участии от Комитета по управлению имуществом Тверской области Смялковского П.Е. (доверенность от 25.09.2007),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческой организации "Жилищный фонд "Тверца" на решение Арбитражного суда Тверской области от 13.02.2008 (судья Голубева Л.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2008 (судьи Виноградова Т.В., Бочкарева И.Н., Пестерева О.Ю.) по делу N А66-8120/2007,
установил:
Некоммерческая организация "Жилищный фонд "Тверца" (далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет), содержащегося в письме от 16.10.2007 N 7228-09, об отказе в предоставлении заявителю земельного участка площадью 67 671 кв. м с кадастровым номером 69:40:0100169:0111, расположенного в районе деревни Киселево в Заволжском районе города Твери, на условиях аренды без проведения аукциона и обязании Комитета предоставить заявителю данный земельный участок на указанных условиях для строительства жилых домов.
Решением от 13.02.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.05.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить названные судебные акты и удовлетворить заявление. Податель жалобы ссылается на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и неправильное толкование закона.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в отзыве на жалобу.
Фонд извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, администрация города Твери пунктом 3 постановления от 26.08.94 N 1223 предоставила Фонду в аренду на 49 лет земельный участок площадью 120 541,8 кв. м под строительство жилых домов в районе деревни Киселево в Заволжском районе.
Постановлением от 20.08.98 N 2006 администрация города Твери внесла в пункт 3 постановления N 1223 изменения, согласно которым Фонду были предоставлены в аренду сроком до 31.08.2001 два земельных участка площадью 380 квм (кадастровый номер 69:40:01:00:169:0035) и 1296,2 кв. м (кадастровый номер 694001:00:169:0037), расположенных в районе деревни Киселево в Заволжском районе, под строительство жилого дома и гаража. Кроме того, постановление N 1223 было дополнено новым пунктом о согласовании Фонду с 26 08 94 места размещения земельного участка площадью 113 399 кв. м (кадастровый номер 69:40:01:00:169:0006) под проектирование второй очереди строительства жилых домов в районе деревни Киселево в Заволжском районе сроком до 31.08.2001.
Фонду предписано заключить с администрацией города Твери договор аренды земельного участка выполнить проектную документацию в соответствии с заданием Управления архитектуры и градостроительства администрации города Твери, условиями на присоединение к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям, а также мероприятия по охране окружающей среды, согласовать проектную документацию в установленном порядке, представить' заключение экологической экспертизы на проект.
В последующем срок действия постановления от 20.08.98 N 2006 неоднократно продлевался, постановлением администрации города Твери от 30 09 2005 N 3726 он продлен до 31.12.2006.
Фонд 30.11.2006 обратился в Комитет с заявлением о продлении срока действия постановления от 20.08.98 N 2006 (письмо N 102).
В ответ на данное обращение Комитет в письме от 29.01.2007 N 482-09 предложил заявителю представить кадастровый план земельного участка, проект его границ и материалы межевания земельного участка.
Проект границ земельных участков из земель населенных пунктов в Заволжском районе, кадастровый квартал 69:40:01:00:169, образовавшихся из земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:169:0006 в том числе земельного участка в районе деревни Киселево общей площадью 67 671 кв. м для проектирования и строительства жилой застройки, утвержден распоряжением Департамента управления имуществом и земельными ресурсами от 05.07.2007 N 1348.
Фонд представил в Комитет кадастровый план земельного участка площадью 67 671 квм с кадастровым номером 69:40:01:00:169:0111 и в письме от 03.09.2007 N 92 повторно обратился в Комитет по поводу продления срока действия постановления от 20.08.98 N 2006, срок действия которого истек 31.12.2006, а в письмах от 19.09.2007 N 99 и от 27.09.2007 N 102 в дополнение к заявлению от 03 09 2007 N 92 попросил заключить договор аренды земельного участка для строительства жилых домов согласно ранее поданной заявке на основании пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
В письме от 16.10.2007 N 7228-09 Комитет сообщил заявителю об отсутствии оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения аукциона, а также для продления действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку это противоречит пункту 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ и статьям 30, 30.1, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Фонд обратился с настоящими требованиями в суд, полагая, что отказ Комитета в предоставлении земельного участка в аренду без аукциона не соответствует нормам земельного законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Заявление Фонда основано на абзацах 1 - 5 пункта 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ и мотивировано следующим: неправомерна ссылка Комитета в письме от 16.10.2007 N 7228-09 на истечение трехлетнего срока действия постановления администрации города Твери от 20.08.98 N 2006 о согласовании Фонду места размещения земельного участка под проектирование второй очереди строительства жилых домов; трехлетний срок действия согласования следует отсчитывать не с 20.08.98, а с 30.09.2005 - даты принятия администрацией города Твери постановления N 3726, согласно которому срок действия постановления администрации города Твери от 20.08.98 N 2006 продлен до 31.12.2006; таким образом, решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято не ранее чем за три года до предоставления земельного участка; в качестве приложения к заявлению от 30.11.2006 среди прочих документов Фонд представил Комитету учредительный договор и устав Фонда, учредителями которого являются администрация города Твери, администрация Тверской области и фонд "Строительство для Мира" (Нидерланды); данными учредительными документами установлены обязательства учредителей и Фонда по застройке испрашиваемого Фондом земельного участка; в связи с изложенными обстоятельствами и учитывая длящийся характер земельных отношений на участке застройки, участником которых является Фонд, заявитель вправе претендовать на получение в аренду земельного участка для жилищного строительства без проведения аукциона, поскольку все условия, предусмотренные пунктом 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, Фондом выполнены.
Оценив данные доводы Фонда, суды обеих инстанций отказали в удовлетворении его заявления по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 16 и статье 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 "Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", вступившей в законную силу с 01.10.2005.
Пунктами 1 и 2 данной статьи в редакции Закона N 191-ФЗ установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ (далее - Закон N 232-ФЗ) в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесен ряд изменений, в том числе изложен в новой редакции пункт 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
В соответствии с названной нормой права до 30.12.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий: соглашение заключено с таким лицом до 30.12.2004; соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью (абзацы 1 - 3 пункта 15 статьи 3).
До 01.03.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов,, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. В случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации'частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона (абзацы 4 и 5 пункта 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 38 Закона N 232-ФЗ положения абзаца 5 пункта 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие с 01.10.2005.
Таким образом, реализация возможности получить земельный участок для жилищного строительства без проведения торгов ограничена временными рамками, а именно до 01.03.2007, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, и до 30.12.2007, если предоставление земельного участка предусмотрено соглашением, заключенным в соответствии с абзацами 1 - 3 пункта 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
Довод Фонда о том, что на правоотношения Фонда и администрации города Твери по выбору испрашиваемого земельного участка в соответствии с процедурой предварительного согласования места размещения объекта, возникшие задолго до 01.10.2005, не распространяются положения абзаца 5 пункта 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, суды обеих инстанций отклонили как основанный на неправильном толковании норм земельного законодательства.
Фонд обратился в Комитет с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 67 671 кв. м только 19.09.2007 (письмо N 99). В ранее направленных Комитету письмах содержалась лишь просьба о продлении срока действия постановления администрации города Твери от 20.08.98 N 2006 о согласовании Фонду места размещения иного земельного участка - площадью 113 399 кв. м с кадастровым номером 69:40:01:00:169:0006 под проектирование второй очереди строительства жилых домов в районе деревни Киселево в Заволжском районе.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, которые в силу статьи 29 того же Кодекса уполномочены решать вопросы о предоставлении для строительства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение о предоставлении земельного участка для строительства только при наличии приложенной к заявлению кадастровой карты (плана) земельного участка.
По состоянию на 01.03.2007 испрашиваемый земельный участок площадью 67 671 кв. м не был сформирован в установленном порядке, на кадастровый учет не постановлен.
При таком положении после 01.03.2007 этот земельный участок не мог быть предоставлен заявителю в аренду без проведения торгов в порядке, предусмотренном абзацем 4 пункта 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
Суды также сделали правильный вывод об отсутствии соглашения, заключенного Фондом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления до 30.12.2004, в котором были бы предусмотрены осуществление передачи жилых помещений, снос объектов "капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры. Учредительный договор о создании Фонда таким соглашением не является.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суды установили все обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора, правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, влекущих в силу статьи 288 'Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену принятых по делу судебных актов, поэтому оснований для удовлетворения кассационной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13.02.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2008 по делу N А66-8120/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу некоммерческой организации "Жилищный фонд "Тверца" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
Е.В. Коняева |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 августа 2008 г. N А66-8120/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника