г. Вологда
27 мая 2008 г. |
Дело N А66-8120/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2008 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Бочкаревой И.Н., Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,
при участии от некоммерческой организации Жилищного фонда "Тверца" Шилкина А.А. директора, Булавенкова В.В. по доверенности от 25.12.2007 N 3, от Комитета по управлению имуществом Тверской области Смоляковского П.Е. по доверенности от 25.09.2007 N 6518-04, Щербакова В.Ю. по доверенности от 05.12.2007 N 9043-04,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации Жилищного фонда "Тверца" на решение Арбитражного суда Тверской области от 13 февраля 2008 года по делу N А66-812/2007 (судья Голубева Л.Ю.),
установил
некоммерческая организация Жилищный фонд "Тверца" (далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет) о признании незаконным решения, содержащегося в письме от 16.10.2007 N 7228-09 об отказе в предоставлении на условиях аренды без аукциона земельного участка площадью 67 671 кв.м с кадастровым номером 69:40:0100 169:0111 в районе д. Киселево в Заволжском районе г. Твери и обязании предоставить данный участок в аренду без аукциона под строительство жилых домов.
Решением суда от 13 февраля 2008 года в удовлетворении требований отказано.
Организация в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на то, что правоотношения между Фондом и одним из его учредителей - Администрацией г. Твери возникли и продолжались с 11.08.94, то есть до введения в действие Федерального закона от 25.10.2001 N 137 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137 ФЗ); Комитет был осведомлен о действительном существе требований (предоставление земельного участка в аренду) Фонда; 26.12.2006, 28.12.2006, 16.01.2007, 29.03.2007 Фондом поданы заявления в Комитет о предоставлении в аренду земельных участков под запроектированными объектами недвижимости, земельные участки под которыми входят в состав испрашиваемого земельного участка, до 01.03.2007. В качестве доказательств заключения Фондом соглашения, предусмотренного абзацем 1 пункта 15 статьи 3 Закона N 137 ФЗ, Фонд ссылается на положения учредительного договора и устава Фонда, в качестве доказательств выполнения предусмотренных соглашением обязательств - на договоры подряда, договоры на создание научно-технической продукции, договоры на выполнение проектных и изыскательских работ, платежные поручения о перечислении денежных средств учредителями.
В судебном заседании представители Фонда поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, учредителями Фонда являются Администрация г. Твери, Администрация Тверской области и Фонд Строительство для мира (Нидерланды). Устав Фонда зарегистрирован 11.08.94.
Пунктом 3 постановления Администрации г. Твери от 26.08.94 N 1223 Фонду предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 120 541,8 кв.м под строительство жилых домов в районе Киселево в Заволжском районе (том 1, лист 110).
Постановлением от 20.08.98 N 2006 пункт 3 постановления от 26.08.94 N 1223 изложен в новой редакции, согласно которой Фонду предоставлены в аренду сроком до 31.08.2001 два земельных участка: площадью 380 кв.м и площадью 1296, 2 кв.м под строительство жилого дома по ул. Голландская, 2 и гаражей по ул. Голландская (кадастровые номера участков 69:40:01:00:169:0035 и 69:40:01:00:169:0037).
Постановление от 26.08.94 N 1223 дополнено пунктом 4, которым с 26.08.94 Фонду согласовано место размещения земельного участка площадью 113 399 кв.м под проектирование второй очереди строительства жилых домов в районе д. Киселево в Заволжском районе, кадастровый номер участка 69:40:01:00:169:0006, сроком до 31.08.2001.
Фонду предписано заключить договор аренды с Администрацией г. Твери, выполнить проектную документацию в соответствии с заданием УАГ, условиями на присоединение к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям, а также мероприятия по охране окружающей среды, согласовать проектную документацию в установленном порядке, представить заключение экологической экспертизы на проект.
Постановлением Администрации г. Твери от 30.09.2005 N 3726 срок действия постановлений от 26.08.94 N 1223 и от 20.08.98 N 2006 продлен до 31.12.2006.
Фонд 30.11.2006 письмом N 102 обратился в Комитет с заявлением о продлении срока действия постановлений от 26.08.94 N 1223 и от 20.08.98 N 2006 с приложением пакета документов. Письмом от 15.01.2007 N 5 заявитель просил рассмотреть представленные документы и дать ответ.
Комитет письмом от 29.01.2007 N 482-09 предложил заявителю представить недостающие документы: кадастровый план земельного участка, проект границ земельного участка и материалы межевания земельного участка.
Распоряжением Департамента Управления имуществом и земельными ресурсами Администрации г. Твери от 05.07.2007 N 1348 утвержден проект границ земельных участков из земель населенных пунктов в Заволжском районе кадастровый квартал 69:40:01:00:169, образовавшихся из земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:169:0006:
- в районе д. Киселево, общей площадью 67 671 кв.м для проектирования и строительства жилой застройки;
- общей площадью 1622 кв.м, 1075 кв.м, 2762 кв.м - свободные земли городской застройки.
Фонд письмом от 03.09.2007 N 92 представил в Комитет недостающие документы, указанные Комитетом в его письме от 29.01.2007 N 482-09, в том числе кадастровый план земельного участка площадью 67 671 кв.м, кадастровый номер 69:40:01:00:169:0111.
Письмом от 19.09.2007 N 99 Фонд снова обратился в Комитет по поводу своего заявления о продлении срока действия постановлений Администрации г. Твери и указал, что имеются все законные основания для удовлетворения заявления от 03.09.2007 о предоставлении в аренду земельных участков под строительство жилых домов в районе д. Киселево.
Письмом от 27.09.2007 N 102 Фонд в дополнение к заявлениям от 03.09.2007 N 92 и от 19.09.2007 N 99 обратился в Комитет с заявлением о заключении договора аренды земельного участка под строительство жилых домов.
Комитет письмом от 16.10.2007 N 7228-09 сообщил Фонду об отсутствии оснований для предоставления земельного участка в аренду без проведения аукциона и для продления действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Заявитель оспаривает решение Комитета, оформленное указанным письмом в части отказа в предоставлении земельного участка площадью 67 671 кв.м, кадастровый номер 69:40:01:00:169:0111, в районе д. Киселево в Заволжском районе г. Твери на условиях аренды без аукциона.
Апелляционная инстанция считает, что с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 67 671 кв.м, кадастровый номер 69:40:01:00:169:0111 Фонд обратился в Комитет только письмом от 19.09.2007, поскольку в ранее направленных ответчику письмах содержалось лишь заявление о продлении срока действия постановлений Администрации г. Твери.
Ссылка Фонда на заявления от 26.12.2006, 28.12.2006, 16.01.2007, 29.03.2007 о предоставлении в аренду земельных участков под запроектированными объектами недвижимости, земельные участки под которыми входят в состав испрашиваемого земельного участка, не принимается апелляционной инстанцией, поскольку Фонд оспаривает отказ в предоставлении в аренду определенного земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:169:0111. Из представленных Фондом в апелляционную инстанцию пояснений видно, что земельные участки под указанными запроектированными объектами недвижимости не сформированы как объекты кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Пунктом 2 этой же статьи ЗК РФ предусмотрено, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ.
Пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей на дату подачи заявления о предоставления земельного участка в аренду, предусмотрено, что до 30 декабря 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий: соглашение заключено с таким лицом до 30 декабря 2004 года; соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью.
В подтверждение наличия такого соглашения заявитель ссылается на следующие положения, содержащиеся в учредительном договоре и уставе Фонда.
Согласно пункту 4.3 устава Фонда и пункту 2.3 его учредительного договора в предмет деятельности Фонда входит: содействие развитию производственной базы домостроения и обеспечения жилой застройки объектами инженерно-транспортной инфраструктуры; строительство, покупка, продажа, залог, снос, содержание и ремонт, сдача в наем недвижимости и связанных с ней объектов.
Пунктами 5.2 - 5.3.2 учредительного договора предусмотрено, что учредители обязаны совместно разработать проектную документацию для застройки участка "Тверца" в г. Твери; стороны обязаны самостоятельно нести расходы по оформлению выделения земельного участка для застройки; Администрация г. Твери обязана передать в собственность или в долгосрочную безвозмездную аренду Фонду участок земли в г. Твери для жилищной застройки высокой плотности (площадка "Тверца"); Администрация Тверской области обязана предоставить Фонду денежные средства для финансирования строительства инженерных сетей и дорог на площадке "Тверца".
Приведенные положения учредительного договора и устава не содержат обязательств по передаче жилых помещений, сносу объектов капитального строительства либо строительству объектов коммунальной или социальной инфраструктуры, поскольку обязательство должно быть сформулировано конкретно с указанием определенных объектов: жилых помещений, объектов капитального строительства, коммунальной или социальной инфраструктуры.
Кроме того, учредительным договором и уставом оформлены соглашения учредителей Фонда между собой, в то время как соглашение, упоминаемое в пункте 15 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", должно быть заключено с лицом, претендующим на получение земельного участка в аренду.
В подтверждение выполнения предусмотренных соглашением обязательств Фонд ссылается на договоры подряда, договоры на создание научно-технической продукции, договоры на выполнение проектных и изыскательских работ, платежные поручения о перечислении денежных средств учредителями. Кроме того, в материалах дела имеются документы о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, из которых видно, что в соответствии с заключенными Фондом в качестве заказчика договорами построены и введены в эксплуатацию воздушная линия напряжением 10 кВ, газопровод низкого давления, инженерные сети для первой очереди застройки микрорайона "Тверца".
Однако факт строительства данных объектов коммунальной инфраструктуры не влечет возникновения у Фонда права аренды спорного земельного участка, поскольку эти объекты построены для обслуживания жилых домов, расположенных на других земельных участках, и не на основании соглашения, предусмотренного пунктом 15 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ, предусмотрено, что до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
На основании данного положения спорный земельный участок не мог быть предоставлен заявителю в аренду без аукциона, поскольку до 01.03.2007, как указано выше в настоящем постановлении, Фонд не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. Даже если признать такими заявлениями имеющиеся в материалах дела письма Фонда от 30.11.2006 N 102 и от 15.01.2007 N 5, то у Комитета не возникла обязанность рассмотреть обращения Фонда, поскольку они не отвечали требованиям закона.
В силу пункта 2 статьи 32 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, которые в силу статьи 29 того же Кодекса уполномочены решать вопросы о предоставлении для строительства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение о предоставлении земельного участка для строительства только при наличии приложенной к заявлению кадастровой карты (плана) земельного участка. К моменту указанных обращений Фонда в Комитет испрашиваемый земельный участок не был сформирован в установленном порядке. Как видно из материалов дела, кадастровая карта испрашиваемого Фондом земельного участка не была представлена в Комитет. Кроме того, на момент обращения с письмом от 15.01.2007 N 5 срок действия решения о согласовании места размещения объекта (постановлением Администрации г. Твери от 30.09.2005 N 3726 срок действия согласования место размещения земельного участка площадью 113 399 кв.м под проектирование второй очереди строительства жилых домов продлен до 31.12.2006) истек.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не усматривает несоответствия закону или иным нормативным правовым актам отказа Комитета предоставить Фонду в аренду без аукциона земельный участок площадью 67 671 кв.м с кадастровым номером 69:40:0100 169:0111, в связи с чем отсутствуют основания для признания его незаконным и отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 13 февраля 2008 года по делу N А66-8120/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческой организации Жилищного фонда "Тверца" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
И.Н. Бочкарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-8120/2007
Истец: Некоммерческая организация Жилищный Фонд "Тверца"
Ответчик: Комитет по управлению имуществом Тверской области