Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 августа 2008 г. N А21-5355/2006
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 июня 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 мая 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Любченко И.С, Мунтян Л.Б.,
при участии от Калининградской областной таможни Ненашева Д.А. (доверенность от 07.04.2008 N 9), индивидуального предпринимателя Шидиева Мурата Мутагировича (паспорт 27 05 041309, выдан ОВД Зеленоградского района Калининградской области 22.09.2006),
рассмотрев 25.08.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.02.2008 по делу N А21-5355/2006 (судья Гелеверя Т.А.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Шидиев Мурат Мутагирович обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ) об оспаривании бездействия Калининградской таможни (далее - таможня), выразившегося в непринятии мер по таможенному оформлению ввезенного предпринимателем легкового автомобиля "NISSАN" (GB), действий таможенного органа по помещению автомобиля на склад временного хранения, а также об обязании таможни оформить названный автомобиль в таможенном режиме свободной таможенной зоны на основании свидетельства N 0007085 на право ввоза легкового автомобиля в Особую экономическую зону в Калининградской области на льготных условиях.
Решением суда от 20.12.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.03.2007, заявленные предпринимателем требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.06.2007 судебные акты отменены в связи с тем, что судами обеих инстанций не установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения спора. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области. При этом суд кассационной инстанции указал на то, что при новом рассмотрении дела суду необходимо на основе имеющихся в деле и дополнительно представленных доказательств установить, подавалась ли предпринимателем в таможню декларация с целью оформления автомобиля в таможенном режиме свободной таможенной зоны, выяснить причины, по которым таможенный орган отказал в ее принятии (если декларация была подана), а также выявить инициатора помещения автомобиля на склад временного хранения.
Решением от 28.02.2008 заявленные требования предпринимателя удовлетворены в полном объеме. При этом судом полностью исполнены указания кассационной коллегии.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе таможня просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права - положений статей 11, 60, 123, 156 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - TК РФ), подпункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области" (далее - Закон N 13-ФЗ). По мнению таможенного органа, ввоз товаров - длительная процедура, включающая в себя несколько этапов. В данном случае таможенное оформление ввозимого транспортного средства не завершено до 01.07.2006, в связи с чем у предпринимателя (с учетом приведенных норм и части 2 статьи 27 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", далее - Закон N 16-ФЗ) нет права на удовлетворение заявленных требований.
В судебном заседании 28.07.2008 суд кассационной инстанции на основании статьи 48 АПК РФ произвел замену лица, участвующего в деле, Калининградской таможни, на его правопреемника - Калининградскую областную таможню (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 01.04.2008 N 1112а; том дела II, листы 130-134).
В судебном заседании 25.08.2008 рассмотрение дела начато сначала в связи с заменой судей на основании части 2 статьи 18 АПК РФ. Суд кассационной инстанции рассмотрел и отклонил ходатайство предпринимателя об отложении судебного разбирательства применительно к положениям статьи 158 АПК РФ как голословное, заявленное без документального обоснования соответствующих обстоятельств (выезда представителя предпринимателя в отпуск за пределы Российской Федерации и невозможности прибегнуть к услугам иного представителя). Кассационной коллегией также рассмотрено' и отклонено заявление Шидиева М.М. об оставлении кассационной жалобы без рассмотрения как необоснованное по праву. Представитель таможни поддержал доводы жалобы, а предприниматель отклонил их, указав на законность необоснованность выводов суда первой инстанции.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что в мае 2006 года предприниматель получил свидетельство N 00070085 на право ввоза в Особую- экономическую зону в Калининградской области на льготных условиях легкового автомобиля (том дела I, лист 11).
30.06.2006 предприниматель Шидиев М.М. через таможенный пост "Мамоново" Багратионовской таможни ввез на таможенную территорию Российской Федерации товар - легковой автомобиль "NISSАN" (GB) 1994 года выпуска для помещения под таможенный режим свободной таможенной зоны, что подтверждается транзитной декларацией N 10215010/300606/1010981 (том дела I, лист 12), в которой указано место доставки - Калининградский таможенный пост.
01.07.2006 автомобиль доставлен на Калининградский таможенный пост и представлен с целью дальнейшего таможенного оформления.
При новом рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что для оформления автомобиля в режиме "ИМ-71" Шидиев М.М. утром 01.07.2006 подал грузовую таможенную декларацию (далее - ГТД), справочный номер N 51226978 (том дела I, лист 38), которая не принята таможенным органом в связи с истечением срока таможенного оформления автомобилей, ввезенных на льготных условиях. Отказ в принятии у предпринимателя таможенной декларации не оформлен. Просьба заявителя оформить отказ письменно (с соответствующим обоснованием) проигнорирована сотрудниками таможни.
Дальнейшее таможенное оформление автомобиля не производилось. Автомобиль помещен на склад временного хранения (СВХ), принадлежащий ООО "Газкомплектимпекс". Таможенный орган предложил предпринимателю поместить автомобиль под таможенный режим "ИМ-40" с уплатой соответствующих таможенных платежей.
До момента окончания таможенного оформления Шидиев М.М. не мог распоряжаться транспортным средством. Помещение автомобиля на СВХ не явилось следствием свободного волеизъявления предпринимателя, а инициировано таможней в связи с несогласием ее должностных лиц поместить автомобиль под избранный заявителем таможенный режим. Названные обстоятельства установлены судом и подтверждаются имеющимся в материалах дела и вступившим в законную силу постановлением судьи Балтийского районного суда города Калининграда от 22.02.2007 по делу N 5-17/07, принятым по результатам рассмотрения в отношении Шидиева М.М. дела об административном правонарушении по статье 16.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (том дела II; лист 84). В постановлении отражено, что предприниматель принял все необходимые меры для выпуска ввезенного автомобиля в режиме "ИМ-71" (подал ГТД, необходимые документы).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы суда основаны на полном, объективном и всестороннем установлении фактических обстоятельств дела, надлежащих исследовании и оценке доказательств (статья 71 АПК РФ), отвечают правилам доказывания (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ), конкретным положениям таможенного законодательства, а равно принципам законности и справедливости.
В силу статьи 132 ТК РФ факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день получения их таможенным органом. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, таможенный орган незамедлительно выдает письменное подтверждение (в том числе в форме электронного документа) о получении таможенной декларации и представлении необходимых документов (пункт 1).
Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, если:
таможенная декларация подана в таможенный орган, не правомочный принимать таможенные декларации;
таможенная декларация подается ненадлежащим лицом;
в таможенной декларации не указаны необходимые сведения. Перечень основных сведений, подлежащих указанию при декларировании, содержится в пункте 3 статьи 124 ТК РФ;
таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;
при подаче таможенной декларации не представлены документы, необходимые для таможенного оформления, за исключением документов, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации в соответствии с пунктом 5 статьи 131 названного Кодекса;
в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с ТК РФ должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации. Факт неуплаты таможенных платежей на момент подачи таможенной декларации не является основанием для отказа в принятии таможенной декларации (пункт 2).
С момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 3).
Если таможенная декларация не принята таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной (пункт 4).
О причинах отказа в принятии таможенной декларации таможенный орган уведомляет лицо, подавшее декларацию, не позднее дня, следующего за днем подачи декларации. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, такое уведомление представляется в письменной форме (пункт 5).
Согласно статье 99 и пункту 1 статьи 100 ТК РФ до выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения под иную таможенную процедуру иностранные товары находятся на временном хранении. Временное хранение товаров, по общему правилу, осуществляется на складах временного хранения.
Пунктом 1 статьи 118 ТК РФ предусмотрено, что в случаях, определенных Таможенным кодексом Российской Федерации, товары могут быть помещены на склад временного хранения таможенными органами.
В соответствии с пунктом 4 Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденных приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.09.2003 N 958 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.-10.2003 за N 5183) таможенная процедура временного хранения не применяется в месте доставки товаров, расположенном в месте нахождения таможенного органа, если в течение времени, необходимого для завершения внутреннего таможенного транзита, осуществлен выпуск данных товаров, разрешен новый внутренний таможенный транзит.
С учетом приведенных нормативных положений суд первой инстанции обоснованно признал, что в данном случае у таможенного органа не имелось правовых оснований не принять у предпринимателя соответствующую ГТД. Если бы должностными лицами таможенного органа декларация была своевременно принята, отсутствовала бы необходимость помещения автомобиля на СВХ. Таможенный орган не доказал наличие каких-либо обстоятельств, позволяющих отказать Шидиеву М.М. в принятии ГТД.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 1 части 1 статьи 10 Закона N 16-ФЗ легковые автомобили не могут быть помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области.
Закон N 16-ФЗ вступил в силу с 01.04.2006 (пункт 1 статьи 27 Закона N 16-ФЗ). С этой же даты утратил силу Закон N 13-ФЗ, за исключением подпункта 2 части 1 статьи 7 Закона N 13-ФЗ, действие которого продолжалось до 01.07.2006 в отношении ввоза на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области легковых автомобилей (пункт 1 части 2 статьи 27 Закона N 16-ФЗ).
Подпунктом 2 части 1 статьи 7 Закона N 13-ФЗ предусмотрено, что товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов), а по подакцизным товарам кроме таможенных сборов, акцизов и налога на добавленную стоимость.
В связи с предстоящим изменением правового регулирования соответствующего таможенного режима Правительство Российской Федерации издало распоряжение от 30.12.2005 N 2361-р, которым согласилось с установлением администрацией Особой экономической зоны в Калининградской области определенных количественных ограничений при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме свободной таможенной зоны, действующем на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, в том числе, по 1 июля 2006 г. - 8 000 легковых автомобилей (коды ТН ВЭД России 8703 21 909, 8703 22 909, 8703 23 901, 8703 23 902, 8703 24 909, 8703 31 909, 8703 32 909, 8703 33 909). Таким образом, конечная дата ввоза транспортных средств определена - по 01.07.2006.
В связи с этим распоряжением Правительства Российской Федерации принято распоряжение Правительства Калининградской области от 15.01.2006 N 3-р, которым установлены те же количественные и временные ограничения при ввозе соответствующих автомобилей в таможенном режиме свободной таможенной зоны.
В силу статьи 7 ТК РФ в таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации, если не установлено иное.
Ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации - фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами (подпункт 8 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 60 ТК РФ таможенное оформление товаров начинается: при ввозе товаров - в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со статьей 72 ТК РФ (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации. При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 14 ТК РФ).
Согласно материалам дела таможенная декларация на легковой автомобиль необоснованно не принята таможней 01.07.2006, предпринимателем соблюдены необходимые требования и условия помещения товара под избранный таможенный режим (подпункт 3 пункта 1 статьи 149 ТК РФ). Такие требования и условия определяются законодательством, действующим на дату принятия таможенной декларации.
Систематическое толкование судом приведенных норм права как позволяющих ввозить автомобиль на льготных условиях по 01.07.2006 включительно согласуется с пунктом 1 статьи 6 ТК РФ.
Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.02.2008 по делу N А21-5355/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 августа 2008 г. N А21-5355/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника