Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 сентября 2008 г. N А21-8324/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07 августа 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Боглачевой Е.В., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев 03.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.02.2008 (судья Гелеверя Т.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2008 (судьи Семиглазов В.А., Будылева М.В., Горбачева О.В.) по делу N А21-8324/2007,
установил:
открытое акционерное общество "КД Авиа" (далее - ОАО "КД Авиа", общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области (далее - налоговая инспекция) от 28.11.2007 N 299.
Решением суда первой инстанции от 13.02.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.05.2008, заявленные ОАО "КД Авиа" требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить и отказать ОАО "КД Авиа" в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, налогоплательщик неправомерно в 2007 году использовал льготу по налогу на имущество, установленную законодательством Калининградской области для организаций - инвесторов, поскольку срок действия данной льготы истек в 2006 году в связи с внесением в законодательство соответствующих изменений. Налоговым органом также представлено дополнение к кассационной жалобе. В дополнении указано, что инвестиционное соглашение от 02.09.2005 N 287-05, заключенное между заявителем и Правительством Калининградской области, на основании которого обществом использовалась льгота по налогу на имущество, расторгнуто Правительством Калининградской области в одностороннем порядке. Согласно уведомлению Правительства Калининградской области от 04.07.2008 N 3205/08 (заверенная копия уведомления представлена подателем жалобы) названное соглашение расторгнуто в связи с нарушением ОАО "КД Авиа" пункта 2.5 соглашения -непредставлением в Главное управление экономического развития и торговли администрации области копии годовой отчетной (бухгалтерской) документации о ходе исполнения инвестиционного проекта.
В отзыве на кассационную жалобу общество отклонило приведенные инспекцией доводы, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а жалобу инспекции без удовлетворения. Общество также пояснило, что не допускало нарушения пункта 2.5 инвестиционного соглашения, отчетность об исполнении инвестиционного проекта представляет своевременно, поэтому будет оспаривать решение Правительства Калининградской области об одностороннем расторжении инвестиционного соглашения в арбитражном суде.
Представители общества и инспекции, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку представленной ОАО "КД Авиа" 30.07.2007 налоговой декларации по налогу на имущество (расчета по авансовому платежу) за 6 месяцев 2007 года.
Решением от 28.11.2007 N 299, принятым по результатам проверки, обществу доначислено и предложено уплатить 4 406 444 руб. налога на имущество и 177 726 руб. 58 коп. пеней, начисленных за нарушение срока уплаты этого налога, а также внести необходимые исправления в бухгалтерский учет. В привлечении общества к налоговой ответственности отказано на основании статьи 109 НК РФ.
Основанием для принятия такого решения послужило следующее.
В ходе проверки налоговая инспекция выявила, что в 2007 году при исчислении налога на имущество общество неправомерно применяло пониженную ставку (0 процентов), что привело к занижению авансовых платежей по налогу на имущество, подлежащих уплате в бюджет за 6 месяцев 2007 года. Освобождение от налогообложения имущества общества как инвестора было предусмотрено Законом Калининградской области от 15.07.2002 N 171 "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" (далее - Закон Калининградской области N 171). Однако, по мнению налогового органа, в соответствии с положениями Закона Калининградской области от 12.07.2006 N 32 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Калининградской области" (далее Закон Калининградской области N 32), Закон Калининградской области N 171 изложен в новой редакции, не предусматривающей такой вид государственной поддержки инвесторов, как предоставление налоговых льгот.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды удовлетворили заявление, правомерно указав на следующее.
В соответствии со статьей 373 НК РФ ОАО "КД Авиа" является плательщиком налога на имущество организаций.
В пункте 1 статьи 372 НК РФ указано, что налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В силу пункта 2 этой статьи при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Согласно статье 380 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2, 2 процента.
Статьей 4 Закона Калининградской области от 27.11.2003 N 336 "О налоге на имущество организаций" установлены налоговые льготы, и пунктом 4 этой статьи предусмотрено освобождение от налогообложения иных организаций в соответствии с действующим законодательством Калининградской области.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Администрацией Калининградской области и ОАО "КД Авиа" заключено инвестиционное соглашение от 01.09.2005 (листы дела 41-44) предметом которого (пункт 1.2) является освобождение ОАО "КД Авиа", реализующего инвестиционный проект "Техническое перевооружение ОАО "Калининградавиа" и реконструкция аэропорта Храброво", от уплаты налога на имущество организаций в части сумм, зачисляемых в областной бюджет.
Согласно пункту 1.3 соглашения, основанием для предоставления льгот по уплате налогов является Закон Калининградской области "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области". Пунктами 2.1 и 2.2 соглашения установлено, что началом срока действия налоговых льгот следует считать 01.10.2005, освобождение от уплаты налога прекращается через 60 месяцев с момента начала срока действия льгот. Общая сумма инвестиций (пункт 2.4 соглашения) в проекте по бизнес-плану составляет 817,548 млн. руб. Ввод первой и второй очереди объекта в эксплуатацию планируется организацией инвестором в 2010 году.
Статьей 2 Закона Калининградской области N 171 (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) одним из видов государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области, установлено предоставление налоговых льгот (пункт " а)" данной статьи).
В статье 8 Закона Калининградской области N 171 перечислены налоговые льготы, предоставляемые при осуществлении инвестиционной деятельности. В частности, пунктом 1 названной статьи (в редакции Закона Калининградской области от 03.02.2005 N 492) установлено, что инвесторы, удовлетворяющие требованиям этого Закона, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в части, зачисляемой в областной бюджет. Срок действия указанных льгот определяется исходя из объема инвестиционных вложений, предусмотренных статьей 4 Закона: а) при объеме инвестиционных вложений в сумме от 10 миллионов рублей включительно и до 20 миллионов рублей (или эквивалентной суммы в иностранной валюте) льготы предоставляются на срок три года; б) при объеме инвестиционных вложений в сумме от 20 миллионов рублей включительно и до 50 миллионов рублей (или эквивалентной суммы в иностранной валюте) льготы предоставляются на срок четыре года; в) при объеме инвестиционных вложений в сумме большей, либо равной 50 миллионам рублей (или эквивалентной суммы в иностранной валюте) льготы предоставляются на срок пять лет.
Главой 6 Закона Калининградской области N 171 установлены государственные гарантии защиты инвестиций со стороны Калининградской области.
Так, статьей 18 этой главы определено, что в случае принятия законодательных актов Калининградской области, ухудшающих положение инвесторов, получивших налоговые льготы в соответствии с названным Законом, нормы этих актов применяются в отношении таких инвесторов, только по истечении срока действия заключенных инвестиционных соглашений.
Согласно статье 19 Закона Калининградской области N 171, в случае принятия актов федерального законодательства, ухудшающих положение инвесторов, получивших налоговые льготы в соответствии с настоящим Законом, администрация Калининградской области, в течение двух месяцев после вступления в силу такого федерального законодательства, вносит в областную Думу законопроект, предусматривающий сохранение для указанных организаций налоговых льгот, при условии, что это допускается новым федеральным законодательством.
Общество в течение 2005 - 2006 года реализовывало условия соглашения и пользовалось предоставленной ему льготой, что установлено судами и не оспаривается ответчиком.
Законом Калининградской области N 32 были внесены изменения в Закон Калининградской области N 171: статья 2 Закона N 171 в новой редакции предусматривает только два вида государственной поддержки организациям, осуществляющим инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области: 1) субсидирование части процентной ставки по привлеченным кредитам; 2) сопровождение приоритетных инвестиционных проектов. Такой вид государственной поддержки организаций - инвесторов как предоставление налоговых льгот, в новой редакции статьи 2 Закона Калининградской области N 171 не предусмотрен.
Статьей 2 Закона Калининградской области N 32 установлен порядок вступления его в силу.
Согласно пункту 1 статьи 2, закон вступает в силу с 1 января 2007 года. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона инвесторы, получившие налоговые льготы в соответствии с Законом Калининградской области от 15.07.2002 N 171, пользуются данными льготами до окончания текущего года.
Принимая решение об удовлетворении заявленного обществом требования суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что предоставленные обществу налоговые льготы заявитель вправе применять в течение всего периода действия инвестиционного соглашения от 01.09.2005.
Ссылки налогового органа на изменение законодательных актов Калининградской области, ухудшающее положение налогоплательщика - . инвестора, правомерно отклонены судебными инстанциями и не принимаются кассационной инстанцией.
Согласно статье 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Конституционный Суд Российской Федерации также указал в своем определении от 01.07.1999 N 111-0 на то, что изменения, вносимые в акты законодательства о налогах и сборах, не применяются к длящимся отношениям, возникшим до дня официального введения нового правового регулирования.
В постановлении от 06.06.2000 N 161/00 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации также указывает на то, что ухудшение положения налогоплательщика означает, по существу, придание новым условиям уплаты налогов обратной силы применительно к длящимся правоотношениям, возникшим до дня введения в действие налогового регулирования, что не согласуется с Конституцией Российской Федерации (статья 57) и Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 5) в той мере, в какой новое регулирование ухудшает положение конкретного налогоплательщика.
Право общества на применение льготы возникает и реализуется в рамках длящихся правоотношений, которые выходят за пределы одного налогового периода. Изменения, внесенные Законом Калининградской области N 32 в Закон N 171, ухудшают положение ОАО "КД Авиа" как налогоплательщика, поскольку льгота по налогу на имущество в данном случае прекращает свое действие до истечения срока, на который она была первоначально предоставлена заявителю.
Введение нового правового регулирования в силу пункта 2 статьи 5 НК РФ не могло отменить ранее предоставленные юридические гарантии стабильности возникших правоотношений и ухудшить правовое положение общества.
Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у общества права на льготу по налогу на имущество в 2007 году.
Подлежит отклонению и ссылка ответчика на уведомление Правительства Калининградской области от 04.07.2008 N 3205/08 об одностороннем расторжении инвестиционного соглашения от 02.09.2005 N 287-05.
Данное уведомление направлено Правительством Калининградской области в 2008 году. Однако спорным периодом является 2007 год, и в рамках настоящего дела ОАО "КД Авиа" заявило требование о признании недействительным решения налоговой инспекции от 28.11.2007 N 299, принятого по результатам проверки налоговой декларации общества по налогу на имущество (расчета по авансовому платежу) за 6 месяцев 2007 года. В 2007 году инвестиционное соглашение действовало, и решение Правительства Калининградской области о его расторжении в 2008 году не может быть принято во внимание при рассмотрении настоящего спора.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения и постановления судов не имеется.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.08.2008 налоговой инспекции была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
В связи с отклонением кассационной жалобы государственная пошлина в размере 1 000 руб. в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с налогового органа в доход федерального бюджета.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.02.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2008 по делу N А21-8324/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
|
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 сентября 2008 г. N А21-8324/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника