Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 сентября 2008 г. N А21-848/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Клириковой Т.В., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Калининградская железная дорога на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.03.2008 (судья Залужная Ю.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2008 (судьи Шульга Л.А., Борисова Г.В., Лопато И.Б.) по делу N А21-848/2008,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области (далее - Управление) от 24.01.2008 N 779 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 27.03.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.05.2008, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 27.03.2008 и постановление апелляционной инстанции от 26.05.2008 в части привлечения заявителя к административной ответственности за неорганизацию и непроведение соответствующего производственного контроля за соблюдением санитарных правил и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на границе санитарно-защитной зоны, а также за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в превышении допустимых уровней шума. Производство по делу в этой части просит прекратить.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить судебные акты без изменения, полагая их правомерными.
Привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 28.11.2007 по 26.12.2007 должностными лицами Управления на основании распоряжений от 15.11.2007 N 1708-р и от 19.12.2007 N 1794-р в отношении ОАО "РЖД" проведены контрольно-надзорные мероприятия за соблюдением санитарного законодательства Калининградской железной дорогой (филиала ОАО "РЖД") в локомотивном депо Черняховск.
В ходе проведенных мероприятий установлены следующие нарушения санитарного законодательства: не организован и не проводится производственный контроль за соблюдением санитарных правил и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий путем проведения лабораторных исследований, испытаний на границе санитарно-защитной зоны; не разработан проект организации озеленения и благоустройства санитарно-защитной зоны; имеет место оказание негативного воздействия на среду обитания граждан, проживающих в непосредственной близости от локомотивного депо Черняховск (уровни шума на границе жилой застройки превышают допустимые).
По факту выявленных нарушений составлены акт проверки от 10.01.2008 и протокол от 21.01.2008 N 41 об административном правонарушении.
Постановлением руководителя Управления от 24.01.2008 N 779 ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде 10 000 рублей штрафа.
По мнению Управления, Обществом нарушены требования статей 8, 11, 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ); пункта 2.10 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"; пункта 1.5 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; Санитарных норм 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки".
В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении (несоблюдении) гигиенических нормативов, санитарно-эпидемиологических требований, определенных санитарными правилами, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии со статьей 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Аналогичные требования закреплены и в пункте 1.5 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (СП 1.1.1058-01).
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" установлена обязанность по разработке проекта организации санитарно-защитных зон объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Нарушение указанных нормативных требований влечет за собой административную ответственность в соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ.
Согласно пункту 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль включает осуществление (организацию) лабораторных исследований и, испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.
В силу пункта 2.6 СП 1.1.1058-01 программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без Ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Санитарные правила СП 1.1.1058-01 введены в действие с 01.01.2002 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18.
Судебными инстанциями по материалам дела установлено и не оспаривается заявителем, что меры по проведению производственного контроля стали приниматься Обществом только после выданных Управлением предписаний об устранении выявленных нарушений (спустя пять лет после наступления предусмотренной законом обязанности).
Ссылка ОАО "РЖД" на протоколы исследований от 18-26, 29 декабря 2007 года подлежит отклонению, поскольку устранение нарушения после его обнаружения не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении и освобождающим юридическое лицо от ответственности.
Представление указанных документов в момент составления протокола об административном правонарушении учтено Управлением в качестве смягчающего ответственность обстоятельства, Обществу определен минимальный размер штрафа, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства, содержащиеся в акте, протоколе и других представленных в материалы дела доказательствах правонарушения, объективно свидетельствуют о наличии у ОАО "РЖД" вины в его совершении, которая в рассматриваемом случае выразилась в непринятии им своевременных мер по организации и проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Из материалов дела видно, что Управлением в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено также нарушение Обществом законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в превышении допустимых уровней шума.
ОАО "РЖД" не оспаривается факт превышения на границе жилой застройки допустимых уровней шума, что является нарушением Санитарных норм 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки".
Доводы Общества относительно нарушений процедуры измерения уровней шума всесторонне и полно исследованы судом и получили надлежащую правовую оценку.
Учитывая изложенное, судебные инстанции правильно установили, что в действиях ОАО "РЖД" наличествует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ.
При таком положении в отсутствие сведений о нарушении Управлением процедуры привлечения Общества к административной ответственности кассационная инстанция считает правильным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований и, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм права, способных привести к принятию неправильного решения, не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.03.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2008 по делу N А21-848/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 сентября 2008 г. N А21-848/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника