Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 сентября 2008 г. N А56-47783/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 марта 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Дмитриева В.В., Морозовой Н.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу Прокопович К.А. (доверенность от 24.04.2008 N 03-09/06809), Крыловой Л.А. (доверенность от 02.09.2008), от открытого акционерного общества по строительству метрополитена в Санкт-Петербурге "Метрострой" Дмитриченко А.И. (доверенность от 15.01.2008 N 03), Фомина В.Н. (доверенность от 28.12.2007 N 133), .
рассмотрев 03.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2008 (судья Градусов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2008 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Третьякова Н.О.) по делу N А56-47783/2007,
установил:
Открытое акционерное общество по строительству метрополитена в Санкт-Петербурге "Метрострой" (далее - Общество, ОАО "Метрострой") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция), от 24.08.2007 N 42 об отказе в привлечении ОАО "Метрострой" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 05.03.2008, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2008, заявленное Обществом требование удовлетворено полностью.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, Общество не выполнило условия, предусмотренные Законом Санкт-Петербурга от 14.07.1995 N 81-11 "О налоговых льготах" (далее - Закон N 81-11), для применения льготной ставки по налогу на прибыль, установленной статьей 11-4 данного Закона, поскольку необоснованно учло в составе капитальных вложений для целей применения этой льготы приобретенные в 2006 году основные средства, сданные в аренду.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Общества их отклонили, считая эти доводы несостоятельными, а принятые по делу судебные акты - законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку налоговой декларации Общества по налогу на прибыль за 3 месяца 2007 года, по результатам которой составила акт от 20.07.2007 N 154 и вынесла решение от 24.08.2007 N 42 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением Обществу предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 15 768 680 руб., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для принятия данного решения послужило то, что Общество неправомерно учло в составе капитальных вложений для целей применения льготы по налогу на прибыль по Закону N 81-11 приобретенные в 2006 году основные средства на сумму 59 140 000 руб., сданные в аренду, а следовательно, общая сумма капиталовложений ОАО "Метрострой" в этом году составила лишь 135 359 000 руб. вместо 150 000 000 руб., предусмотренной данным Законом для применения льготной ставки по данному налогу.
Общество, не согласилось с решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленное Обществом требование, указав на то, что оно документально подтвердило выполнение необходимых условий применения льготы по налогу на прибыль организаций, предусмотренных пунктом 1 статьи 11-4 Закона N 81-11.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется сумма налога на прибыль, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента. В этой же статье Кодекса предусмотрена возможность понижения законами субъектов Российской Федерации налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом ставка не может быть ниже 13,5 процента.
Пунктом 1 статьи 11-4 Закона N 81-11 установлены пониженные размеры ставок налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, для лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным пунктом 2 названной статьи:
- в размере 15, 5 процента, если они осуществили вложения на сумму от 150 000 000 руб. до 300 000 000 руб.;
- в размере 13,5 процента, если они осуществили вложения на сумму от 300 000 000 руб. (включительно) и более.
При этом для целей названной статьи под вложениями понимаются приобретение (за исключением приобретения основных средств по договору лизинга) не бывших ранее в эксплуатации на территории Санкт-Петербурга основных средств, строительство (в том числе хозяйственным способом), реконструкция и модернизация основных средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11-4 Закона N 81-11 право на применение пониженной ставки налога на прибыль организаций возникает у налогоплательщика, являющегося плательщиком налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, осуществившего на протяжении любого календарного года, начиная с 1 января 2005 года, рассчитанные в соответствии с пунктом 3 данной статьи в пределах сумм, указанных в пункте 1 той же статьи, вложения для производственных целей (для целей собственного производства товаров (работ, услуг) на территории Санкт-Петербурга, которые предназначены для реализации третьим лицам в целях извлечения прибыли).
В пункте 3 статьи 11-4 Закона N 81-11 установлен порядок расчета суммы вложений, указанных в пункте 1 названной статьи. Объекты основных средств, учитываемые на балансе налогоплательщика (за исключением объектов основных средств, полученных по договору лизинга) и введенные в эксплуатацию на территории Санкт-Петербурга, учитываются по первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета, а для модернизированных и (или) реконструированных объектов основных средств - в размере увеличения первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета. Сумма вложений, указанных в пункте 1 статьи 11-4, уменьшается на остаточную стоимость объектов основных средств, находившихся на балансе налогоплательщика, эксплуатировавшихся на территории Санкт-Петербурга и отчужденных (выбывших) за вышеуказанный период. При этом объект основных средств может участвовать в указанном расчете только один раз.
В данном случае при проверке правомерности применения4 Обществом пониженной ставки налога на прибыль (15,5 процента) налоговая инспекция пришла к выводу о несоблюдении налогоплательщиком условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 11-4 Закона N 81-11.
Так, в пункте 2 указано, что пониженной ставкой облагаются "вложения для производственных целей (для целей собственного производства товаров (работ, услуг) на территории Санкт-Петербурга, которые предназначены для реализации третьим лицам в целях извлечения прибыли)".
Инспекция считает, что поскольку Обществом осуществлены вложения в основные средства, предназначенные для последующей передачи в аренду третьим лицам (субподрядчикам), а не для использования их в производственных целях (для целей собственного производства товаров (работ, услуг) на территории Санкт-Петербурга), они не могут быть квалифицированы как вложения для производственных целей, и налогоплательщик не вправе применять пониженную ставку налога.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно отклонили этот довод налогового органа.
Из пункта 2 статьи 11-4 Закона N 81-11 следует, что пониженная ставка по налогу на прибыль применяется при осуществлении вложений в основные средства, предназначенные для использования в производственных целях, под которыми понимается не только собственное производство товаров, но и выполнение работ, оказание услуг.
Как правильно указали суды (с учетом правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.1999 N ГКПИ 98-808, 809 и пункте 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2003 N 384-0), сдача (предоставление) имущества в аренду может расцениваться как оказание услуг.
Этот вывод судов не противоречит и нормам главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 250 НК РФ доходы от сдачи имущества в аренду включаются в состав внереализационных доходов организаций, если они не учитываются ими в составе доходов от реализации. В том случае, когда сдача имущества в аренду является для налогоплательщика основным видом деятельности, доходы в виде получаемой арендной платы следует относить к доходам от реализации.
Доходом от реализации статьей 249 НК РФ признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных.
Поскольку согласно уставу ОАО "Метрострой" приобретение и сдача в аренду движимого и недвижимого имущества является одним из основных видов его производственной деятельности, осуществляемой в целях извлечения прибыли, то полученные доходы налогоплательщик обоснованно относил к доходам от реализации. Этот факт не оспаривается налоговым органом.
Таким образом, не может быть признана обоснованной ссылка Инспекции на то, что Общество, осуществляя сдачу приобретенного имущества в аренду, оказывает сторонним организациям посреднические услуги, которые не являютоя услугами производственного характера.
Следует признать несостоятельной и ссылку налогового органа в доводах кассационной жалобы на разъяснение Комитета финансов Санкт-Петербурга, изложенное в письме от 21.09.2005 N 01-02/16860-1, так как указанные разъяснения в силу пункта 4 статьи 1 и пункта 1 статьи 4 НК РФ не относятся к законодательству субъекта Российской Федерации о налогах и сборах и не могут изменять или дополнять данное законодательство.
При этом буквальное толкование пункта 2 статьи 11-4 Закона N 81-11 не позволяет сделать вывод о том, что данная норма, предусматривающая применение пониженной ставки по налогу на прибыль при осуществлении вложений в основные средства, предназначенные для использования в производственных целях, не распространяется на объекты основных средств, используемые в целях реализации услуг по сдаче этих объектов в аренду.
Довод кассационной жалобы о том, что некоторые основные средства были введены в эксплуатацию в выходной день 31.12.2006, и поэтому оснований для включения их стоимости в расчет капитальных вложений не имеется, также отклоняется судом кассационной инстанции.
Срок, установленный статьей 11-4 Закона N 81-11, для совершения действий, необходимых для получения льготы, равен одному календарному году. В соответствии с положениями статьи 6.1 НК РФ, в редакции, действовавшей в 2006 году, срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Следовательно, в данном случае последним днем срока является 31.12.2006. Поскольку в случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, у налогоплательщика отсутствовали препятствия к осуществлению действий по вводу объектов основных средств в эксплуатацию в пределах указанного календарного года.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает законным и обоснованным вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии у налогоплательщика права на применение установленной статьей 11-4 Закона N 81-11 пониженной ставки налога на прибыль при осуществлении вложений в основные средства, предназначенные для последующей сдачи в аренду третьим лицам.
Поскольку дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного
апелляционного суда от 28.05.2008 по делу N А56-47783/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 сентября 2008 г. N А56-47783/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным сужом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника