Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 августа 2008 г. N А13-8126/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июня 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кирейковой Г.Г., Сосниной О.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Леготкина Д.А. (доверенность от 15.05.2008),
рассмотрев 19.08.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.02.2D07 (судья Виноградова Т.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2008 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Писарева О.Г.) по делу N А13-8126/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Вологодской дирекции по обслуживанию пассажиров Северной региональной дирекции по обслуживанию пассажиров федеральной пассажирской дирекции (далее - ОАО "РЖД", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области (далее - Минфин РФ) о взыскании 55 326 руб. 20 коп. расходов, возникших в результате предоставления в 2005 году льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, указан Департамент труда и социального развития Вологодской области (далее - Департамент труда).
Определением от 25.09.2007 суд удовлетворил ходатайство истца об увеличении суммы иска до 58 047 руб. 90 коп. В качестве соответчиков к участию в деле привлечены: Пенсионный фонд Российской Федерации в лице отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области (далее - ПФ по Вологодской области), Фонд социального страхования Российской Федерации в лице Вологодского регионального отделения (далее - ФСС по Вологодской области), Вологодская область в лице Департамента финансов по Вологодской области (далее - Департамент финансов).
Определением от 15.11.2007 суд удовлетворил ходатайство истца об уточнении суммы иска до 55 888 руб. 10 коп., Вологодская область исключена из числа ответчиков и привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. К участию в деле в качестве соответчика привлечен Фонд социального страхования Российской Федерации.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец уточнил свои требования и просил взыскать 53 213 руб. 50 коп., за исключением расходов, связанных с реализацией Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закон N 3-ФЗ).
Определением от 18.12.2007 производство по делу N А13-8126/2007 в части взыскания 2 674 руб. 60 коп. расходов во исполнение Закона N 3-ФЗ прекращено. В качестве соответчика привлечен Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФ РФ).
Решением от 08.02.2007 требования истца удовлетворены частично: с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет средств ее казны в пользу Общества взыскано 49 498 руб. 15 коп., а также 1 950 руб. 04 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В иске к ПФ РФ, Фонду социального страхования Российской Федерации отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.05.2008 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы не согласен с выводом суда о том, что некоторые участники Великой Отечественной войны реализовали свое право на бесплатный проезд за 2004 год, в январе 2005 года в направлении "обратно". Таким образом, по мнению Минфина РФ, суд пришел к неправильному выводу о возмещении расходов Обществу, возникших в результате предоставления льгот указанным гражданам. Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что указанная льгота с 01.01.2005 заменена денежной компенсацией. Минфин РФ не согласен со взысканием комиссионных сборов, а также с требованием истца об оплате расходов по перевозке льготных категорий граждан по территории иностранных государств, поскольку данное требование не основано на законе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" предоставляло отдельным категориям граждан льготы по оплате проезда железнодорожным транспортом. Льготы предоставлялись во исполнение Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах), Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" (далее - Закон N 5-ФЗ), Закона Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" (далее - Закон N 4301-1), Международного договора от 12.03.1993 "Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" (далее - Соглашение).
В результате предоставления льгот у Общества возникли некомпенсированные расходы, невозмещение которых послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд удовлетворил требования истца частично, исключив суммы расходов, возникших в результате предоставления льгот Панфилову А.В., Малееву B.C., поскольку истец не представил купон кассира и отрывной талон в отношении названных граждан; Караеву П.Ш., поскольку названный граждан реализовал уже данную льготу соответственно в апреле и июне 2005 года. Суд пришел к выводу, что возмещение расходов Обществу должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции. Кассационная коллегия, изучив материалы дела и проанализировав доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В силу статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 15 Закона о ветеранах в редакции от 29.06.2004 участникам Великой Отечественной войны предоставляется бесплатный проезд один раз в два года (туда и обратно) на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов либо по желанию участника Великой Отечественной войны оплата в размере 50 процентов стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на указанных видах транспорта.
Статьей 10 Закона о ветеранах в названной редакции предусмотрено, что расходы на оплату проезда на железнодорожном транспорте возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Согласно Закону о ветеранах в редакции от 29.12.2004 подпункты 14-18 пункта 1 статьи 15 утратили силу. Минфин РФ полагает, что, поскольку с 01.01.2005 указанные льготы не действуют, Общество не должно было предоставлять льготы и, соответственно, ему должно быть отказано в возмещении расходов.
Судом установлено, что во исполнение Закона о ветеранах истец предоставил право бесплатного проезда гражданам данной категории (Неклюдову Н.Н., Можаевой Р.В., Куликовой А.Ф.) в январе 2005 года (поездка "обратно"), льгота гражданами реализовалась за 2004 год.
Пунктом 25 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30 (далее - Правила), инвалидам Великой Отечественной войны III группы, участникам Великой Отечественной войны, лицам, приравненным к ним по льготам, а также лицам, сопровождающим инвалидов Великой Отечественной войны I группы, по их желанию, вместо полагающегося им оформления проезда с 50-процентной скидкой в двух направлениях может быть произведено оформление бесплатного проезда в одном направлении. В этом случае при оформлении проездных документов (билетов) по ручной технологии билетный кассир на проездном документе (билете) и его корешке от руки указывает номер документа, дающего право на льготы, и делает надпись: "По талонам туда и обратно". Такую поездку разрешается оформлять до 31 января года, следующего за указанным в талонах годом.
Учитывая изложенное, довод подателя жалобы о непровамерности предоставления Обществом льготы названным гражданам обоснованно отклонен судами, поскольку из представленных купонов кассира и талонов следует, что указанные льготы реализованы до 31.01.2005.
В соответствии с Законом N 5-ФЗ граждане Российской Федерации, удостоенные звания Героя Социалистического Труда либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней (полные кавалеры ордена Трудовой Славы) имеют право на бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом в двухместном купе спальных вагонов скорых и пассажирских поездов.
Согласно Закону N 4301-1 граждане России, удостоенные званий Героя Советского Союза; Героя Российской Федерации и являющиеся полными кавалерами ордена Славы, имеют право на бесплатный личный проезд два раза в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом в двухместных купе спальных вагонов скорых и пассажирских поездов.
Статьей 11 Закона N 4301-1 и статьей 7 Закона N 5-ФЗ предусмотрено, что указанные расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Федеральным законом от 28.12.2004 N 184-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год" действие статьи 7 Закона N 5-ФЗ и статьи 11 Закона N 4301-1 приостановлено. Судом установлено, что в 2005 году финансирование данных льгот производилось за счет средств федерального бюджета, передаваемых в ПФ РФ, который через свои территориальные органы направлял средства субъектам Российской Федерации. Остатки нераспределенных средств возвращены в ПФ РФ. Таким образом, в указанной части суд пришел к правильному выводу о необходимости возмещения расходов за счет средств казны Российской Федерации.
Правительствами Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдавия, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины 12 марта 1993 года подписано Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также приравненных к ним (далее - Соглашение).
Статьей 2 Соглашения предусмотрено, что инвалидам Великой Отечественной войны I и II группы, лицам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге по территориям государств-участников данного Соглашения один раз в год (туда и обратно). Инвалидам Великой Отечественной войны III группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) по железной дороге.
Данной статьей сохранены сезонные льготы (с 1 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним. Лицам, сопровождающим в поездах инвалидов Великой Отечественной войны I группы, и лицам, приравненным к ним, предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда железнодорожным транспортом.
Согласно статье 3 Соглашения участникам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним, родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, предоставляется право на 50% скидку со стоимости проезда железнодорожным транспортом один раз в год (туда и обратно).
Транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания.
Статьей 7 Соглашения предусмотрено, что основанием для приобретения льготного проездного билета является удостоверение и лист талонов на льготный проезд.
В силу статьи 8 Соглашения возмещение транспортным организациям расходов, связанных с оплатой стоимости проезда лиц, указанных в нем, осуществляется сторонами Соглашения в соответствии с национальным законодательством.
Положениями части первой статьи 9 Соглашения предусмотрено, что оно вступило в силу с момента подписания, то есть 12 марта 2003 года.
Суд кассационной инстанции не может признать обоснованной ссылку Минфина РФ на то, что Российская Федерация присоединилась к указанному Соглашению с оговоркой "в рамках Российского законодательства", а действующим законодательством действие льгот по бесплатному проезду с 01.01.2005 прекращено, а также на то, что Правительством Российской Федерации в настоящее время данное Соглашение не ратифицировано, так как Протокол о внесении изменений в Соглашение от 18.09.2003 вступает в силу с момента представления соответствующих документов депозитарию, которые ему не представлены.
Кассационная инстанция отклоняет довод Минфина РФ о том, что Соглашение не должно применяться, поскольку не ратифицировано, так как в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 05.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора может выражаться различными способами.
Кроме того, как правильно указал суд апелляционной инстанции, Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 21.11.2007 N 1659-р "О подписании протокола о внесении изменений в Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12.03.1993", что подтверждает факт признания Российской Федерацией указанных обязательств.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит основании для отмены обжалуемых судебных актов, которые приняты с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.02.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2008 по делу N А13-8126/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
|
О.Г. Соснина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2008 г. N А13-8126/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника