Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 сентября 2008 г. N А56-4104/2008
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 апреля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Бурматовой Г.Е., Матлиной Е.О.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу Околесновой Е.Н. (доверенность от 02.09.2008), от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга Бобровник Е.В. (доверенность от 09.01.2008 N 04/01), от общества с ограниченной ответственностью "Человеческий ресурс "Консалтинг" Романова О.А. (доверенность от 25.01.2008),
рассмотрев 02.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2008 по делу N А56-4104/2008 (судья Захаров В.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Человеческий ресурс "Консалтинг" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 10.12.2007 и 14.01.2008 об отказе вернуть (зачесть) излишне уплаченные денежные средства и обязании налогового органа произвести зачет 1 360 955 руб. 55 коп. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, в счет недоимки по налогу на доходы физических лиц.
Определением суда от 06.02.2008 в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Инспекция и Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга (далее - Фонд).
В судебном заседании 16.04.2008 по ходатайству заявителя суд изменил процессуальное положение Фонда, исключил его из числа заинтересованных лиц и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 16.04.2008 суд удовлетворил заявленные требования.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и неприменение пункта 10 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - ' Закон N 137-ФЗ), просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, представители Общества и Фонда возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество с мая по ноябрь 2007 года при перечислении налога на доходы физических лиц вместо правильного кода бюджета классификации (далее - КБК) 18210102021011000 ошибочно указало КБК 18210202010061000160, предназначенный для перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии. Банковские реквизиты, наименование получателя денежных средств, назначение платежа указаны правильно.
Обнаружив ошибку, Общество в декабре 2007 года обратилось в налоговый орган с заявлениями о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов (листы дела 14-15, 19-20).
Инспекция отказала Обществу в проведении зачета, указав, что принятие решений о возврате (зачете) страховых взносов не входит в компетенцию налоговых органов.
Фонд также отказал Обществу в проведении зачета (возврата) спорных денежных средств, сославшись на то, что на Инспекцию, как на администратора поступлений в бюджет страховых взносов, возложена обязанность по проведению зачета (возврата) страховых взносов.
Общество оспорило решения Инспекции, связанные с отказом в проведении возврата (зачета) спорных денежных средств в арбитражный суд.
Суд удовлетворил заявление Общества.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) и приложением 11.1 к этому закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии, включая страховые взносы в виде фиксированных платежей. На нее как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
Согласно пункту 18 Порядка учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Из анализа указанных норм права следует, что Инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести возврат (зачет) излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Поскольку порядок возврата (зачета) излишне уплаченных страховых взносов Законом N 167-ФЗ не определен, то правоотношения по возврату (зачету) излишне уплаченных страховых взносов регулируются статьей 78 НК РФ.
Установив наличие у Общества 1 360 955 руб. 55 коп. переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и недоимки по налогу на доходы физических лиц, суд правомерно исходил из того, что Инспекция как администратор страховых взносов обязана произвести возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов по правилам статьи 78 НК РФ. Излишняя уплата спорных денежных сумм произошла с мая по ноябрь 2007 года.
Однако суд не учел, что Законом N 137-Ф3 в статью 78 НК РФ внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2007.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
При этом абзац второй пункта 1 статьи 78 НК РФ вступил в силу с 01.01.2008 и в спорный период не действовал.
В спорный период возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов должен производиться с учетом пункта 10 статьи 7 Закона N 137-ФЗ.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона N 137-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из анализа приведенных норм следует, что налоговый орган вправе произвести зачет излишне уплаченных налогов, сборов и штрафов только в рамках бюджета одного уровня. Сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
При этом налоговый орган вправе произвести возврат излишне уплаченных платежей на основании письменного заявления налогоплательщика (пункт 6 статьи 78 НК РФ).
Однако, из материалов дела следует, что заявитель просит обязать Инспекцию произвести именно зачет переплаты по страховым взносам, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии в счет недоимки по налогу на доходы физических лиц.
Статья 13 НК РФ содержит исчерпывающий перечень федеральных налогов и сборов, к числу которых отнесен налог на доходы физических лиц.
В соответствии со статьями 56 и 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации налог на доходы физических лиц подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации и в местный бюджет.
В силу статьи 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуальные возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку страховые взносы и налог на доходы физических лиц, предложенные к зачету, являются источниками формирования разных бюджетов, то Инспекция не вправе производить такой зачет. Суд первой инстанции, неправильно применив статью 78 НК РФ и не применив пункт 10 статьи 7 Закона N 137-ФЗ, пришел к ошибочному выводу о возможности проведения спорного зачета и неправомерно обязал Инспекцию произвести зачет.
Из резолютивной части решения суда от 16.04.2008 следует, что суд признал незаконными решения Инспекции от 10.12.2007 и 14.01.2008, связанные с отказом Обществу вернуть (зачесть) излишне уплаченные денежные средства. Однако в материалах дела отсутствуют указанные решения Инспекции. Поскольку выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, то на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении суду следует истребовать у Инспекции решения от 10.12.2007 и от 14.01.2008, при необходимости предложить Обществу уточнить заявленные требования, с учетом обстоятельств, установленных при новом рассмотрении, принять законный и обоснованный судебный акт.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2008 по делу N А56-4104/2008 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 сентября 2008 г. N А56-4104/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным сужом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника