Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 сентября 2008 г. N А42-407/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 августа 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Боглачевой Е.В., Ломакина С.А.,
рассмотрев 16.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.04.2008 по делу N А42-407/2008 (судья Быкова Н.В.),
установил:
Муниципальное учреждение - Редакция общественно-политической газеты "Ковдорчанин" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области (далее - Инспекция) от 14.09.2007 N 524 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в части включения в состав внереализационных доходов 1 137 000 руб., полученных от Управления финансов администрации Ковдорского района, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, ОАО "Ковдорский ГОК", а также доначисления по данному эпизоду налога на прибыль соответствующих пеней и штрафа.
Решением суда от 11.04.2008 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит судебный акт отменить. Податель жалобы указывает на то, что ведение раздельного учета является необходимым и обязательным условием для признания получаемых средств целевыми и, соответственно, необлагаемыми налогом на прибыль доходами. Инспекция полагает, что способ организации раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) учреждением, разрабатывается налогоплательщиком самостоятельно и закрепляется в учетной политике организации.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в период с 06.07.2007 по 25.07.2007 проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты Учреждением в бюджет налога на прибыль организаций за период с 01.01.2004 по 31.12.2006. По результатам проверки составлен акт от 02.07.2007 и вынесено решение от 14.09.2007 N 524 о привлечении к налоговой ответственности.
Инспекция привлекла Учреждение к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату сумм налога на прибыль организаций за 2004 и 2006 годы в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий в виде 33 413 руб. штрафа. Кроме того, Инспекция доначислила Учреждению 167 405 руб. налога на прибыль и 31 472 руб. 46 коп. пеней.
В решении Инспекция сделала вывод, что Учреждением необоснованно занижены внереализационные доходы на сумму 1 137 000 руб., полученную от Управления финансов администрации Ковдорского района и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, ОАО "Ковдорский ГОК" в виде финансовой помощи.
Учреждение обжаловало решение Инспекции от 14.09.2007 N 524 в Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области, которое решением от 12.11.2007 N 421 решение Инспекции оставило без изменения.
Учреждение не согласилось с решением Инспекции и оспорило его в арбитражный суд в части включения в состав внереализационных доходов денежных средств в сумме 1 137 000 руб. и доначисления соответствующих сумм налога на прибыль, применения штрафа и начисления пеней.
Суд удовлетворил требования заявителя.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, Учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица, состоит на налоговом учете в Инспекции, имеет ИНН 5104003654.
В соответствии с пунктом 2 Устава редакции общественно-политической газеты "Ковдорчанин" (далее - Устав) Учреждение является некоммерческой организацией - муниципальным учреждением, осуществляющим производство и выпуск районной газеты "Ковдорчанин". Учредителями являются администрация Ковдорского района, Ковдорский районный Совет депутатов.
В соответствии с пунктом 1.8 Устава основная деятельность Учреждения может частично финансироваться за счет средств федерального бюджета согласно Закону Российской Федерации "Об экономической поддержке районных газет" от 02.01.2000, областного бюджета в пределах выделенных сумм, частично - за счет районного бюджета в пределах, установленных учредителями сумм на основе сметы доходов и расходов.
Согласно пункту 6.1 Устава источниками финансирования Учреждения являются бюджетные ассигнования и другие поступления от учредителей; доходы от собственной деятельности; доходы от подписки на газету; кредиты банка.
Администрацией Ковдорского района, Ковдорским районным Советом депутатов и Учреждением 28.05.2003 заключен договор, в пункте 1 которого стороны пришли к соглашению о необходимости еженедельного выпуска общественно-политической газеты "Ковдорчанин".
Согласно пункту 2.1 указанного договора Учреждение осуществляет деятельность по производству, выпуску и распространению печатного издания - общественно-политической газеты "Ковдорчанин". В соответствии с пунктом 5.2 указанного договора Учредители несут ответственность за финансирование Учреждения в пределах средств, утвержденных в районном бюджете на очередной финансовый год. Учредители обязаны предусматривать в бюджете ассигнования на возмещение убытков по Учреждению согласно представленному в Управление финансов администрации района проекту расчета возмещения на предстоящий финансовый год и осуществлять ежемесячное финансирование на основании бюджетной росписи в пределах лимита бюджетных обязательств.
В соответствии с положениями статей 246 и 247 НК РФ российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций, объектом налогообложения по которому является прибыль, полученная налогоплательщиком, которая определяется как разница между полученными доходами и произведенными расходами, определяемыми в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли, установлен подпунктами 14 пункта 1 и пунктом 2 статьи 251 НК РФ.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий учреждениям.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых средств обязаны вести отдельный учет доходов (расходов) полученных в рамках целевых поступлений.
Из материалов дела видно, что решениями Ковдорского районного Совета депутатов "О бюджете муниципального образования Ковдорский район" на 2004-2006 годы предусмотрено выделение средств редакции газеты "Ковдорчанин". В 2004 году получено от Управления финансов администрации Ковдорского района 400 000 руб. по виду расходов 292 "Оплата расходов, связанных с производством и распространением районных газет (оплата полиграфических услуг, бумаги и услуг почтовой связи) с назначением платежа "прочие субсидии, на возмещение убытков", в 2005 году 300 000 руб. с указанием назначения платежа "финансовая помощь" и в 2006 году 500 000 руб. с назначением платежа "возмещение убытков согласно отчету". Кроме того, в 2004 году Учреждением получены 87 000 руб. от Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (федеральный бюджет) с назначением платежа "субсидии на оплату бумаги, полиграфических услуг" и 30 000 руб. от ОАО "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" с назначением платежа "финансовая помощь районной газете".
Суд обоснованно сделал вывод, что названные средства имеют целевой характер и относятся к целевым поступлениям в виде финансирования из федерального и местного бюджета в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 251 НК РФ. Денежные средства в сумме 30 000 руб., полученные от ОАО "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" правомерно расценены судом как целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций.
Инспекцией не представлено доказательств, что указанные средства были предусмотрены сметой доходов и расходов бюджетного учреждения. Материалами дела подтверждено использование денежных средств в соответствии с целевым назначением. В решении Инспекция подтвердила ведение Учреждением раздельного учета доходов, полученных целевым назначением.
Пункт 2 статьи 254 НК РФ не содержание ссылок на правовые последствия в случае неведения раздельного учета расходов, произведенных в рамках целевых поступлений. Таким образом, у Инспекции отсутствовали основания для доначисления Учреждению налога на прибыль, применения штрафа и начисления пеней.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств. Поэтому оснований для отмены решения суда ' от 11.04.2008 и удовлетворения жалобы Инспекции нет.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.04.2008, по делу N А42-407/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
|
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 сентября 2008 г. N А42-407/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника