Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 сентября 2008 г. N А05-2222/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Боглачевой Е.В., Никитушкиной Л.Л.
рассмотрев 08.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.05.2008 по делу N А05-2222/2008 (судья Максимова С.А.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Кошкин Алексей Юрьевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) от 05.12.2007 N 3387 о взыскании 157 680,63 руб. пеней за счет денежных средств на его счетах в банке.
Решением суда от 12.05.2008 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять новое, указывая на нарушение судом норм материального права.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом, гражданин Кошкин А.Ю. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя администрацией пос. Удимский 13.12.2000, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 23.04.2004 внесена запись за основным государственным регистрационным номером 304290411400151 (свидетельство серии 29 N 001199057).
Предприниматель уплатил единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (авансовые платежи по этому налогу) платежными поручениями: от 24.04.2006 N 19 за 1-й квартал 2006 года в сумме 106 192 руб.; от 24.04.2006 N 20 за 2005 год в сумме 309 470 руб.; от 26.07.2006 N 47 за 2-й квартал 2006 года в сумме 109 043 руб.; от 12.10.2006 N 71 за 3-й квартал 2006 года в сумме 101 878 руб.; от 25.04.2007 N 18 за 2006 год в сумме 313 959 руб.; от 25.04.2007 за 1-й квартал 2007 года в сумме 113043 руб.; от 27.07.2007 N 46 за 2-й квартал 2007 года в сумме 201 606 руб. В названных платежных поручениях указан код ОКАТО - 11410000000.
Заявитель 07.11.2007 обратился в инспекцию с заявлением об уточнении платежей по названным платежным поручениям в порядке статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в связи с неверным указанием кода ОКАТО (следовало указать код 11117557000).
Инспекция приняла решения о зачете от 13.11.2007 N 6378 и 6379, которыми самостоятельно произвела зачет 1 255 191 руб. единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с КБК 18210501010011000110 ОКАТО 11410000000 на КБК 18210501010011000110 ОКАТО 11227557000.
Инспекция выставила Предпринимателю требование N 17881 по состоянию на 07.11.2007 об уплате в срок до 17.11.2007 1241671 руб. задолженности по единому налогу за 4-й квартал 2005 года, 1-й - 4-й кварталы 2006 года, 1-й и 2-й кварталы 2007 года, а также 157 680,63 руб. пеней, начисленных на указанную задолженность по состоянию на 06.11.2007.
Требование не было исполнено Предпринимателем, в связи с чем инспекция приняла решение от 05.12.2007 N 3387 о взыскании 157 680,63 руб. пеней за счет денежных средств на его счетах в банке.
Предприниматель не согласился с решением налогового органа и оспорил его в арбитражный суд, который обоснованно удовлетворил эти требования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 45 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2004 N 58-фз, действовавшей до 01.01.2007) обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.
Как правомерно указал суд, для признания налога неуплаченным названная норма не содержала такого основания, как неправильное указание кода ОКАТО, в случае поступления подлежащих уплате сумм налога в соответствующий бюджет.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, действующей с 01.01.2007) обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 45 НК РФ, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
В силу пункта 4 статьи 45 (в редакции Федерального Закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, действующей с 01.01.2007) обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях:
1) отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
2) отзыва налогоплательщиком - организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
3) возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику - физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации;
4) неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;
5) если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.
Пунктом 7 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
По предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.
На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась) налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Возможность уточнения реквизитов поручения на перечисление налога, сбора, пеней и штрафа в бюджетную систему Российской Федерации (в том числе кода ОКАТО) предусмотрена приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 02.04.2007 N ММ-3-10/187@ "Об утверждении формы решения об уточнении платежа и порядка ее заполнения".
Как правильно отметил суд первой инстанции, указание Предпринимателем кода ОКАТО 11410000000 в поручениях на перечисление налога кода ОКАТО 11410000000 не является основанием считать заявителя неисполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога.
Положениями статьи 75 НК РФ не предусмотрено начисление пеней налогоплательщику за период, исчисляемый со дня уплаты налога до дня его зачета налоговым органом на тот же код бюджетной классификации с иным кодом ОКАТО. Поэтому начисление Инспекцией пеней в данном случае противоречит пункту 3 названной статьи.
Суд первой инстанции также правильно сослался на положения "Ощероссийского классификатора объектов административно-территориального деления" ОК 019-95.
Согласно введению данного документа ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие. Все множество объектов административно-территориального деления подразделяется на группы согласно территориальному делению; эти группы располагаются по трем уровням классификации в соответствии с административной подчиненностью, причем в каждый уровень включаются объекты, непосредственно подчиненные объектам предыдущего уровня.
Районы области и города областного подчинения относятся ко второму уровню классификации, поселки городского типа районного подчинения и сельсоветы - к третьему уровню.
Код ОКАТО 11410000000, по которому предпринимателем уплачен единый налог, соответствует городу областного подчинения - Котласу, код ОКАТО 11227557000, по которому Инспекцией проведен зачет, соответствует поселку городского типа Приводино.
Согласно статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты, в том числе:
бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- бюджеты городских и сельских поселений.
Согласно статьям 1 и 9 Закона Архангельской области от 23.09.2004 N 258-внеоч.-ОЗ "О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области" муниципальное образование "Котлас" (административный центр - город Котлас) наделено статусом городского округа; муниципальное образование "Котласский район" (административный центр - город Котлас) наделено статусом муниципального района; муниципальное образование "Приводинское" (административный центр - рабочий поселок Приводино) -статусом городского поселения.
В силу статьи 346.22 НК РФ суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 215 БК РФ в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов.
Пунктом 2 статьи 40 БК РФ предусмотрено, что денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда.
Единый налог зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации и в бюджеты государственных внебюджетных фондов по нормативу 90% и 10% (пункт 2 статьи 56 и статья 146 БК РФ).
Согласно приложению N 3 к областному закону "Об областном бюджете на 2005 год" от 30.11.2004 N 283-35-03 единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в 2005 году подлежал зачислению в областной бюджет (90%).
В соответствии с приложением N 7 к областному закону "Об областном бюджете на 2006 год" от 08.12.2005 N 130-8-ОЗ единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в 2006 году также подлежал зачислению в бюджет Архангельской области.
Указанными Законами Архангельской области в 2005 и 2006 годах не были предусмотрены уплата и зачисление единого налога в местные бюджеты.
Согласно пункту 1 статьи 4 областного закона "Об областном бюджете на 2007 год" от 20.12.2006 N 310-14-03 доходы областного бюджета, поступающие в 2007 году, формируются за счет единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и поступающего от плательщиков на территории Архангельской области, - в соответствии с 'нормативами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, за вычетом нормативов, установленных статьей 3 областного закона от 09.11.2005 N 93-6-03 "О реализации полномочий Архангельской области в сфере регулирования межбюджетных отношений".
В силу пункта 1 статьи 3 названного Закона от 09.11.2005 года N 93-6-03 зачислению в бюджеты муниципальных районов подлежат налоговые доходы от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежащего зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах в областной бюджет, по нормативу 30%.
В платежных поручениях на перечисление единого налога Ппредпринимателем был указан код ОКАТО города Котласа - административного центра муниципального образования "Котлас" и муниципального образования "Котласский район".
По заявлению Предпринимателя от 07.11.2007 уплаченные суммы налога по платежным поручениям по решению Инспекции от 13.11.2007 N 6378 и 6379 зачтены по коду ОКАТО поселка городского типа Приводино.
Как указал суд первой инстанции, представитель Инспекции не смог пояснить - на основании каких нормативных актов налоговый орган пришел к выводу, что в спорных платежных поручениях на перечисление единого налога за 2005-2007 годы налогоплательщик должен указать код ОКАТО поселка городского типа Приводино, а не муниципального района.
Кассационная инстанция считает, что суд правильно применил нормы материального права, полно и всесторонне исследовал и оценил представленные сторонами доказательства и доводы, поэтому нет оснований для отмены судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.05.2008 по делу N А05-2222/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
|
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 сентября 2008 г. N А05-2222/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника