Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 сентября 2008 г. N А21-2313/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Матлиной Е.О., Михайловской Е.А.,
рассмотрев 10.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.05.2008 по делу N А21-2313/2008 (судья Сычевская С.Н.),.
уста нови л:
Индивидуальный предприниматель Дулькина Наталья Владимировна обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о . признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области (далее - Инспекция) от 30.04.2008 N 04-/085 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 30.05.2008, законность и обоснованность которого в апелляционном порядке не проверялись, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение от 30.05.2008 отменить.
Податель жалобы указал на то, что отсутствие кассовой книги и неоформление приходных кассовых ордеров подтверждают факт неоприходования Дулькиной Н.В. в кассу денежной наличности и образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, государственными налоговыми инспекторами Печкобей Д.В. и Семаниной И.В. 24.04.2008 на основании поручения от 24.04.2008 N 15/108 в принадлежащем Дулькиной Н.В. магазине "Гермес", расположенном по адресу: Калининградская область, г. Советск, ул. Мамина-Сибиряка, д. 7, проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты оприходования денежной наличности, полученной с применением контрольно-кассовой техники (далее - ККТ).
Инспекцией установлено и в протоколе об административном правонарушении от 24.04.2008 N 15/108/2 отражено, что сумма выручки за период с 16.04.2008 по 23.04.2008, полученной с применением ККТ согласно фискальному отчету, совпадает с суммой выручки, отраженной в журнале кассира-операциониста. Вместе с тем указанная сумма не отражена в кассовой книге ввиду ее отсутствия и в приходно-кассовых ордерах (не ведутся).
Постановлением Инспекции от 30.04.2008 N 04-/085 "Дулькина Н.В. привлечена к предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ административной ответственности в виде штрафа в размере 4 000 руб.
Считая данное постановление Инспекции незаконным, Дулькина Н.В. обратилась в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Согласно пункту 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок), для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Пунктом 1 Порядка к числу предприятий отнесены предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.
В соответствии с пунктом 12 Порядка кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (далее - Постановление N 88) утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
Согласно пункту 2 Постановления N 88 указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
Исходя из изложенного, суд сделал правильный вывод о том, что Порядком не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей вести кассовую книгу, в связи с чем Дулькина Н.В. необоснованно привлечена к ответственности, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ, за правонарушение, выразившееся в отсутствии кассовой книги и приходных кассовых ордеров.
В связи с этим ссылка подателя жалобы на обязанность предпринимателя оформлять приходные кассовые ордера, предусмотренную пунктом 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104 является необоснованной.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявление Дулькиной Н.В.
Ввиду того, что обжалуемое решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.05.2008 по делу N А21-2313/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области - без . удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
Е.О. Матлина |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 сентября 2008 г. N А21-2313/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного окрга по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника