Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 сентября 2008 г. N А56-2157/2008
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 марта 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Клириковой Т.В., Любченко И.С.,
при участии от открытого акционерного общества "Петролеспорт" Новосада А.А. (доверенность от 23.01.2008), от Балтийской таможни Магомедова А.M. (доверенность от 17.07.2008),
рассмотрев 16.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2008 (судья Александрова Е.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2008 (судьи Савицкая И.Г., Петренко Т.И., Семенова А.Б.) по делу N А56-2157/2008,
установил:
открытое акционерное общество "Петролеспорт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Балтийской таможне (далее - таможня) об оспаривании постановления от 11.12.2007 по делу об административном правонарушении N 10216000-1888/2007, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 28.03.2008, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2008, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, вывод судов об отсутствии в деяниях общества состава правонарушения является ошибочным, вина общества доказана.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы, представитель общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 25.03.2007 на склад временного хранения (СВХ), принадлежащий обществу, помещен контейнер N SUDU 5711865, ввезенный на таможенную территорию Российской Федерации на теплоходе "Skirner" по коносаменту N 50-0150369-00131410, согласно которому товар (оборудование для изготовления пакетов, весом 16 174 кг) следовал из Нидерландов (отправитель - фирма "Bend Industries Inc.", США) в адрес российского получателя (общество с ограниченной ответственностью "Чайка", Санкт-Петербург).
Контейнер выдан с СВХ 04.04.2007 представителю получателя (общество с ограниченной ответственностью "Атлас") на основании грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10216080/020407/0042942 и оригинала коносамента с проставленным штампом "выпуск разрешен" и оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа (ЛНП 465).
По результатам мероприятий таможенного контроля таможня установила, что по ГТД N 10216080/020407/0042942 оформлен другой товар.
Усмотрев в действиях владельца СВХ признаки правонарушения, выражающегося в выдаче без разрешения таможенного органа товаров в контейнере N SUDU 5711865, имеющих статус находящихся на временном хранении, таможня возбудила в отношении общества дело об административном правонарушении и провела административное расследование.
Согласно заключению эксперта Экспертно-криминалистической службы -регионального филиала ЦЭКТУ (город Санкт-Петербург) от 01.11.2007 N 991/02-2007 оттиски ЛНП 465 и штампа "выпуск разрешен" на коносаменте не соответствуют оттискам, выполненным оригинальными штампом и ЛНП 465.
О совершении обществом административного правонарушения таможня составила протокол от 27.11.2007, отразив факт совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ. Постановлением таможни от 11.12.2007 по делу об административном правонарушении N 10216000-1888/2007 общество признано виновным в совершении указанного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обжаловало постановление таможни в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу об отсутствии в деяниях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, поскольку владельцем СВХ не допущено нарушений таможенного законодательства. Кроме того, судом первой инстанции установлено нарушение таможней процедуры привлечения лица к административной ответственности в связи с отсутствием доказательств надлежащего извещения общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а апелляционным судом - нарушение положений статьи 26.4 КоАП РФ при назначении идентификационной экспертизы.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 77 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) с момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении.
Под временным хранением товаров понимается таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру (статья 99 ТК РФ).
Согласно статье 100 ТК РФ временное хранение товаров осуществляется на СВХ, если иное не установлено настоящей главой. СВХ являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, установленным статьей 107 названного Кодекса. СВХ являются зоной таможенного контроля.
Владельцем СВХ, в силу пункта 1 статьи 108 ТК РФ, может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев складов временного хранения К обязанностям владельца СВХ, согласно подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 112 ТК РФ, относится соблюдение условий и требовании, установленных ТК РФ в отношении хранения товаров, находящихся под таможенным контролем обеспечение сохранности товаров, находящихся на СВХ.
За выдачу (передачу) без разрешения таможенного органа товаров, хранящихся на таможенном складе, частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Статьей 1 5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с пунктом 26 Правил проведения таможенных операции при временном хранении товаров, утвержденных приказом ГТК России от 03.09.20U3 N 958 выдача товаров с СВХ осуществляется, в частности, в случае выпуска (условного выпуска) товаров в соответствии с определенным таможенным режимом на основании документов, оформленных в соответствии с правовыми актами ГТК России.
Согласно Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной приказом ФТС России от 11.08.2006 N 762 в графе ГТД "Отметки органа отправления/назначения" комплекта ТДЗ проставляются отметки, в том числе путем проставления штампов, о принятом решении таможенного органа в отношении товаров, сведения о которых заявлены в этой ГТД - отметки о выпуске (условном выпуске), разрешении на вывоз, об отказе в выпуске и тому подобные отметки, а также вносятся другие сведения, свидетельствующие о результатах таможенного контроля и нанесенных средствах таможенной идентификации.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество выдало контейнер экспедитору на основании оригинала коносамента и ГТД с проставленным штампом "выпуск разрешен" и оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении владельцем СВХ обязанностей установленных таможенным законодательством, что в рассматриваемом случае применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ исключает привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья орган должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы (часть 1).
До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта (часть 4).
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Представленные доказательства должны оцениваться с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательства, может быть, в частности, существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Пунктом 24 названного постановления предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции установлено, что общество не было ознакомлено таможней с определением о назначении идентификационной экспертизы, что правомерно расценено как существенное процессуальное нарушение при производстве по делу об административном правонарушении.
Так же является правильным вывод суда первой инстанции о нарушении таможней процедуры привлечения лица к административной ответственности, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
При названных обстоятельствах оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены оспариваемых судебных актов не имеется.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2008 по делу N А56-2157/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 сентября 2008 г. N А56-2157/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника