Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 сентября 2008 г. N А13-1113/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 августа 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Клириковой Т.В., Матлиной Е.О.,
при участии от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области Батина Д.И. (доверенность от 05.09.2008), от негосударственного образовательного учреждения "Вологодский колледж сферы услуг" Проскуриной В.Г. (доверенность от 23.05.2008), директора Старковского Д.Е.,
рассмотрев 09.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу негосударственного образовательного учреждения "Вологодский колледж сферы услуг" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.03.2008 (судья Киров С.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2008 (судьи Мурахина Н.В., Осокина Н.Н., ПотееваА.В.) по делу N А13-1113/2008,
установил:
Негосударственное образовательное учреждение "Вологодский колледж сферы услуг" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области (далее - Управление) от 21.02.2008 N 146/105-04-01 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 14.03.2008 в удовлетворении заявления отказано. Постановлением апелляционного суда от 06.05.2008 решение суда от 14.03.2008 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение норм процессуального права, просит отменить принятые судебные акты, заявление удовлетворить. По мнению подателя жалобы, суды не проверили процедуру составления акта проверки и протокола об административном правонарушении, а именно порядок уведомления.
В судебном заседании представители Учреждения поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Управления возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управление провело внеплановую проверку Учреждения с 26.12.2007 по 24.01.2008 на предмет соблюдения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1). В ходе проверки 26.12.2007 и 16.01.2008 в помещении по адресу: Вологда, ул. Дзержинского, дом 4, временно занимаемом колледжем, выявлены нарушения Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 N 505 (далее - Правила).
Управлением составлены акт от 24.01.2008 и протокол об административном правонарушении от 25.01.2008 N 109/105-04-01.
Постановлением от 21.02.2008 N 146/105-04-01 Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, и привлечено к ответственности в виде взыскания 7 000 руб. штрафа.
Не согласившись с постановлением Управления, Учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды, установив наличие в действиях Учреждения состава вменяемого ему правонарушения - несоблюдение порядка доведения до потребителей информации, отказали в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет соблюдение административным органом установленного порядка привлечения к ответственности.
Суды не установили нарушений порядка привлечения к ответственности. Суд апелляционный инстанции, проверяя доводы апелляционной жалобы, сделал вывод о соблюдении процедуры составления протокола, поскольку при его составлении присутствовал представитель Учреждения. Данный вывод суда является неправильным, сделан без учета следующего.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения.
Из материалов дела следует, что акт проверки от 24.01.2008 и протокол от 25.01.2008 подписаны Проскуриной В.Г., действовавшей на основании доверенности от 28.05.2007, согласно которой она уполномочена представлять интересы Учреждения во всех судебных, административных и правоохранительных органах. Доверенность на представление интересов Учреждения по данному административному делу Проскуриной В.Г. не выдавалась.
Сам по себе факт выдачи доверенности, определяющей общие полномочия на представление, не свидетельствует о том, что Учреждение было извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. Доводы Учреждения о том, что оно не было надлежащим образом извещено о месте и времени составления протокола, подтверждаются материалами дела и административным органом не опровергнуты.
Положения норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, регламентирующие порядок составления протокола, предоставляют гарантии защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В данном случае Учреждение не извещено о времени и месте составления протокола, не присутствовало при составлении акта проверки. При возбуждении дела об административном правонарушении и на последующих стадиях административной процедуры законному представителю лица, привлекаемого к административной ответственности, не были разъяснены процессуальные права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются безусловным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
При таких обстоятельствах суды сделали неправомерный вывод о соблюдении Управлением процедуры привлечения к ответственности и необоснованно отказали в удовлетворении требования Учреждения.
Суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене. Кассационная инстанция считает возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принять новый судебный акт об удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о привлечении Учреждения к ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.03.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2008 по делу N А13-1113/2008 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области от 21.02.2008 N 146/105-04-01, вынесенное в отношении негосударственного образовательного учреждения "Вологодский колледж сферы услуг".
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 сентября 2008 г. N А13-1113/2008
Текст постановления предоставлен Федералным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника