Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 сентября 2008 г. N А42-7510/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 16.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Управления жилищно-коммунального хозяйства" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2008 по делу N А42-7510/2007 (судьи Борисова Г.В., Зотеева Л.В., Шульга Л.А.),
установил:
Муниципальное учреждение Управление жилищно-коммунального хозяйства города Кандалакши обратилось (далее - Учреждение) в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий отделения города Кандалакши Управления Федерального казначейства по Мурманской области (далее - Отделение казначейства) по приостановлению с 13.09.2007 операций по расходованию средств с лицевого счета Учреждения, открытого в Отделении казначейства.
Определением от 23.01.2008 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено государственное областное унитарное предприятие "Кандалакшаводоканал" (далее - ГОУП "Кандалакшаводоканал").
Решением от 20.03.2008 заявление удовлетворено, действия Отделения казначейства, выразившиеся в приостановлении с 13.09.2007 осуществления операций по расходованию средств (за исключением операций по исполнительным документам) с лицевого счета Учреждения в связи с неисполнением в установленный срок исполнительного листа Арбитражного суда Мурманской области, признаны незаконными. Суд обязал Отделение казначейства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.06.2008 решение отменено, Учреждению в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение. По мнению подателя жалобы, приостановление Отделением казначейства операций по расходованию средств на лицевом счете должника противоречит положением Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). В обоснование доводов жалобы Учреждение ссылается на пункт 9 статьи 161, пункт 3 статьи 239, пункт 3 статьи 242.5 БК РФ. Учреждение полагает, что исполнительный лист от 12.04.2007 N 0969587 не может быть исполнен за счет средств, находящих на лицевом счете Учреждения для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
В отзыве Отделение казначейства просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Отделением казначейства и муниципальным образованием город Кандалакша с подведомственной территорией заключено Соглашение (далее - Соглашение), согласно статье 2 которого Отделение казначейства осуществляет кассовое обслуживание бюджета муниципального образования город Кандалакша Мурманской области.
В соответствии со статьей 4 названного Соглашения учет кассовых операций по средствам бюджета осуществляется на лицевых счетах, открываемых в Отделении казначейства главным распорядителям, распорядителям, иным получателям средств местного бюджета в порядке, установленном для главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.
Во исполнение Соглашения Учреждению в Отделении казначейства открыт лицевой счет получателя средств местного бюджета.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 28.02.2007 по делу N А42-564/2007 с Учреждения в пользу ГОУП "Кандалакшаводоканал" взыскано 3 545 143, 01 руб. задолженности за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению в соответствии с договором от 01.01.2004.
На основании данного решения 12.04.2007 заявителю выдан исполнительный лист N 096957.
Постановлением от 04.05.2007 судебным приставом-исполнителем' отдела судебных приставов города Кандалакши Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Мурманской области возбуждено исполнительное производство.
По заявлению ГОУП "Кандалакшаводоканал" 17.05.2007 исполнительный лист возвращен, исполнительное производство окончено.
Исполнительный лист с решением Арбитражного суда Мурманской области от 28.02.2007 представлен для исполнения в Отделение казначейства, где Учреждению открыт лицевой счет по учету средств местного бюджета.
Отделение казначейства 18.05.2007 уведомлением сообщило Учреждению о поступлении исполнительного документа и о необходимости представления не позднее 31.05.2007 следующих документов:
письма, содержащего информацию об источнике образования задолженности, а при образовании задолженности должника, финансируемой из бюджета, о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть проведены расходы бюджета по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе;
- платежного поручения на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа;
- при отсутствии или недостаточности остатка лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов необходимых для удовлетворения требования, содержащихся в исполнительном документе, заверенную копию запроса-требования распорядителю о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования в целях исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Во исполнение уведомления Учреждение письмом от 28.05.2007 N 1359 сообщило Отделению казначейства следующее:
- задолженность Учреждения перед ГОУП "Кандалакшаводоканал" образовалась за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению;
- источником ее образования и погашения являются платежи населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счета учреждения, открытые в дополнительном офисе Апатитского отделения N 8017/01713 Сбербанка РФ;
- направление бюджетных средств с лицевого счета Учреждения в Отделении казначейства в погашение данной задолженности приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств;
исполнение исполнительного документа должно производится в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
В связи с неисполнением в установленный срок исполнительного листа от 12.04.2007 N 096957 Отделение казначейства направило Учреждению уведомление N 11/2 мб о приостановлении операций по расходованию средств. Осуществление операций по расходованию средств с лицевого счета должника приостановлено с 14 час. 00 мин. 13.09.2007 до момента устранения нарушений.
Считая, что уведомление о приостановлении операций по расходованию средств вынесено с нарушением норм действующего законодательства, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, ссылаясь на пункт 3, 12 статьи 242.5 БК РФ, пришел к выводу, что исполнительный лист от 12.04.2007 N 096957 не мог быть исполнен за счет средств, находящихся на лицевом счете, открытом Учреждению для учета операций по исполнению расходов местного бюджета. Суд отклонил довод Отделения казначейства о том, что в силу пункта 4 статьи 242.5 БК РФ Учреждения обязано было направить распорядителю средств местного бюджета запрос-требование о необходимости выделения ему объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа. При этом суд указал, что поскольку лицевой счет для учета средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, Учреждению в Отделении казначейства не открывался, обязанность по направлению запроса-требования распорядителю бюджетных средств местного бюджета" у Учреждения отсутствовала. Суд также посчитал, что исполнение исполнительного листа от 12.04.2007 N 096957 в силу пункта 3 статьи 239 БК РФ не могло производиться в соответствии с главой 24.1 БК РФ, поскольку судебный акт, на основании которого выдан исполнительный лист, не предусматривает обращение взыскания на средства местного бюджета.
Апелляционная инстанция не согласилась с выводами суда первой инстанции. Суд апелляционной инстанции, ссылаясь на пункт 1, 9 статьи 161, пункт 3, пункт 4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ, не усмотрел ограничений в отношении лицевого счета, открытого Учреждению в органе Федерального казначейства, для исполнения исполнительного документа.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела, пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с названным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ).
Пунктом 1.5 Положения об Учреждении от 21.06.2007 N 32 предусмотрено, что Учреждение является некоммерческой организацией в форме муниципального учреждения и не имеет цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Согласно пункту 7.1 Положения финансирование деятельности Учреждения осуществляется за счет средств, поступающих от собственников жилых помещений многоквартирных домов в оплату на содержание и ремонт жилья; средств местного бюджета на предоставление субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством, капитальный ремонт, возмещение убытков на содержание и текущий ремонт жилищного фонда и на возмещение разницы в ценах на топливо, реализуемое населению; возмещение убытков по содержанию пустующих муниципальных жилых помещений.
В силу пункта 1 статьи 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 названного Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Пунктом 2 статьи 242.5 БК РФ предусмотрено, что орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного, документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Отделение казначейства 18.05.2007 уведомлением сообщило Учреждению о поступлении исполнительного документа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, лицевой счет для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в Отделении казначейства Учреждению не открывался.
Пунктом 7 статьи 242.4 БК РФ предусмотрено, что при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 названной статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Поскольку судами установлено и подтверждается материалами дела, что Учреждением в срок, определенный БК РФ, требования исполнительного документа не исполнены, вывод суда апелляционной инстанции о правомерности приостановления операций по расходованию средств по лицевым счетам заявителя, является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что постановление принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2008 по делу N А42-7510/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального учреждения "Управления жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
О.Г. Соснина |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 сентября 2008 г. N А42-7510/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника