Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 сентября 2008 г. N А26-1416/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шпачевой Т.В., судей Коробова К.Ю. и Кужаровой Н.И.,
рассмотрев 22.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу отделения по Беломорскому району Управления Федерального казначейства по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.06.2008 по делу N А26-1416/2008 (судья Васильева Л.А.),
установил:
Летнереченское муниципальное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства (далее - Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения отделения по Беломорскому району Управления Федерального казначейства по Республике Карелия (далее - Отделение) от 15.02.2008 N 10-02-19/123 о возврате без исполнения исполнительного листа от 26.10.2007 N 103811 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-5098/2006-19 и обязании Отделения принять исполнительный документ к исполнению. Одновременно заявитель попросил наложить на Отделение судебный штраф в соответствии со статьей 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации за неисполнение предъявленного к исполнению исполнительного листа.
В процессе рассмотрения дела Предприятие заявило отказ от требования в части наложения на Отделение судебного штрафа за неисполнение предъявленного к исполнению исполнительно листа. Отказ принят судом.
Уточнив требования, Предприятие просило признать недействительным решение Отделения о возврате без исполнения исполнительного листа от 26.10.2007 N 103811, изложенное в письме от 15.02.2008 N 10-02-19/123 и обязать Отделение принять к исполнению и исполнить исполнительный лист от 26.10.2007 N 103811.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 19.06.2008 заявление удовлетворено. Признано недействительным как противоречащее Бюджетному кодексу Российской Федерации выраженное в письме от 15.02.2008 N 10-02-19/123 решение Отделения о возврате исполнительного документа -исполнительного листа N 103811, выданного 26.10.2007 Арбитражным судом Республики Карелия по делу N А26-5098/2006-19. Суд обязал Отделение устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, приняв к исполнению названный исполнительный лист. В остальной части производство по делу прекращено.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Отделение просит отменить решение суда от 19.06.2008 и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия, указывая на следующее. Действующим законодательством принудительное исполнение определения об утверждении мирового соглашения на органы Федерального казначейства не возложено. В нарушение пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" и части 1 статьи 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанное в исполнительном документе наименование должника - муниципальное учреждение "Беломорская центральная районная больница" не соответствует наименованию должника, указанному в судебном акте, в том числе с учетом исправления, внесенного определением Арбитражного суда Республики Карелия от 29.01.2008 (Центральная районная больница Беломорского района Республики Карелия), что в соответствии с пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для возврата поступивших документов без исполнения.
В возражениях на кассационную жалобу Предприятие просит обжалуемое решение оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив законность решения Арбитражного суда Республики Карелия от 19.06.2008, обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, в возражениях на нее, не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 26.10.2007 Арбитражным судом Республики Карелия по ходатайству Предприятия на основании вступившего в законную силу определения от 07.08.2007 об утверждении мирового соглашения по делу N А26-5098/2006-19 выдан исполнительный лист N 103811, согласно которому МУ ЦРБ Беломорского района РК обязуется уплатить Предприятию задолженность по оплате коммунальных услуг по договору от 20.01.2004 N 4 в сумме 594 877 руб. 46 коп. в рассрочку путем перечисления денежных средств на расчетный счет Предприятия, в соответствии с нижеследующим графиком погашения: в срок до 31.08.2006 - 50 000 руб.; в срок до 30.09.2006 - 50 000 руб.; в срок до 31.10.2006 -50 000 руб.; в срок до 30.11.2006 - 50 000 руб.; в срок до 31.12.2006 - 50 000 руб.; в срок до 31.01.2007 - 50 000 руб.; в срок до 28.02.2007 - 50 000 руб.; в срок до 31.03.2007 - 50 000 руб.; в срок до 30.04.2007 - 50 000 руб.; в срок до 31.05.2007 -50 000 руб.; в срок до 30.06.2007 - 50 000 руб.; в срок до 31.07.2007 -44 877 руб. 46 коп.
Определением того же суда от 29.01.2008 внесено исправление в текст определения от 07.08.2006 по делу N А26-5098/2006-19 в части указания наименования ответчика - Муниципальное учреждение Центральная районная больница Беломорского района Республики Карелия. В пункте 2 определения предписано исполнение судебного акта производить с учетом произведенного исправления.
Исполнительный лист N 103811, копии определения арбитражного суда от 07.08.2007 и от 29.01.2008, другие документы были направлены в Отделение.
Письмом от 15.02.2008г. N 10-02-19/123 Отделение возвратило без исполнения исполнительный лист от 26.10.2007 N 103811 по тем основаниям, что представленный исполнительный документ не соответствует требованиям, установленным статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно - не предусматривает обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Считая указанное решение Отделения противоречащим требованиям закона, Предприятие оспорило его в арбитражном суде.
Арбитражный суд пришел к выводу, что возврат исполнительного листа не соответствует положениям пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, содержащего исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, и удовлетворил заявленные требования.
Кассационная инстанция считает, что судом правильно применены нормы права.
В соответствии с частью 2 статьи 142 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению по правилам раздела VII названного Кодекса на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом по ходатайству лица, заключившего мировое соглашение.
В силу пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
Действующим законодательством предусмотрено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с бюджетным законодательством (пункт 2 статьи 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве", пункт 3 статьи 239 и пункт 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его учреждения - должника, направляется в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципального бюджетного учреждения.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке Российской Федерации с учетом положений статей 156 и 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой им финансовым органам (статья 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, Предприятие правильно направило исполнительный документ в отношении должника Муниципального учреждения Центральная районная больница Беломорского района Республики Карелия в Отделение федерального казначейства, являющееся органом, осуществляющим исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Судом установлено, что Предприятием представлены в Отделение все предусмотренные законом документы. Как правильно указал суд, незначительная неточность в полном наименовании должника, (в исполнительном листе указано Муниципальное учреждение "Беломорская центральная районная больница" вместо Муниципальное учреждение Центральная районная больница Беломорского района Республики Карелия), при том что исполнительный лист содержит точное наименование должника в сокращенном варианте (МУ ЦРБ Беломорского района РК), а также все реквизиты, указанные в статье 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", не препятствовала принятию исполнительного листа к исполнению, поскольку допущенная неточность могла быть устранена в процессе исполнения данного исполнительного документа. Кроме того, эта неточность устранена определением арбитражного суда от 29.01.2008.
При вынесении обжалуемого судебного акта нормы материального и процессуального права судом не нарушены, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствами, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Поскольку в удовлетворении кассационной жалобы отказывается, уплаченная при ее подаче государственная пошлина перераспределению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.06.2008 - по делу N А26-1416/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу отделения по Беломорскому району Управления Федерального казначейства по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Шпачева |
Судьи |
К.Ю. Коробов |
|
Н.И. Кужарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 сентября 2008 г. N А26-1416/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника