Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 сентября 2008 г. N А56-9639/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кравченко Т.В., судей Старченковой В.В., Яковца А.В.,
при участии от Федеральной налоговой службы Заусайловой Е.В. (доверенность от 14.05.2008), Чекуновой Ю.В. (доверенность от 22.05.2008), от Территориального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области Михеевой Т.В. (доверенность от 11.07.2008),
рассмотрев 11.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2008 (судья Бурденков Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2008 (судьи Гафиатуллина Т.С., Слобожанина В.Б., Черемошкина В.В.) по делу N А56-9639/2007,
установил:
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании дочернего государственного унитарного предприятия N 411 - федерального казенного предприятия "Управление торговли Ленинградского военного округа" (далее - Дочернее Предприятие, Должник) несостоятельным (банкротом).
Определением от 12.04.2007 заявление уполномоченного органа принято к производству.
Определением от 10.10.2007 суд привлек к участию в деле Территориальное агентство по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области (далее - ТУ ФАУФИ).
Определением от 18.02.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.05.2008, производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе ФНС просит отменить постановление апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, Дочернее Предприятие на момент своего создания не отвечало признакам казенного предприятия; дочернее унитарное предприятие является самостоятельной организационно-правовой формой.
В судебном заседании представители уполномоченного органа поддержали доводы жалобы.
Представитель ТУ ФАУФИ возражал против удовлетворения жалобы.
Должник надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, однако своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Поскольку постановлением апелляционного суда от 28.05.2008 определение суда первой инстанции от 18.02.2008 оставлено без изменения, суд кассационной инстанции на основании статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проверяет законность названных определения и постановления.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявления о признании Дочернего Предприятия несостоятельным (банкротом) уполномоченный орган указал на наличие у него задолженности по обязательным платежам в сумме 718 390 руб. 31 коп. недоимки и 136 992 руб. 01 коп. пеней.
Суды прекратили производство по делу, сделав вывод о том, что Должник является казенным предприятием, поэтому не может быть признан несостоятельным (банкротом).
Кассационная инстанция считает, что суды правильно применили нормы материального и процессуального права в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
На основании пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в редакции, действовавшей на момент принятия обжалуемых судебных актов, действие названного закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.
Как следует из материалов дела, Должник зарегистрирован в качестве юридического лица 14.12.1999 (приказ Ленинградской областной регистрационной палаты от 14.12.1999 N ю/05307) и внесен реестр под N 01/05307; его устав утвержден приказом начальника федерального казенного предприятия "Управление торговли Ленинградского военного округа" (далее - Казенное Предприятие) от 28.10.1999 N 10.
Согласно уставу учредителем Дочернего Предприятия является Казенное Предприятие (пункт 3); имущество Дочернего Предприятия находится в федеральной собственности и закреплено за ним в соответствии с уставом Казенного Предприятия на праве оперативного управления (пункт 11); уставный фонд составляет 158 тыс. руб. и на момент регистрации полностью сформирован путем внесения Казенным Предприятием на основании распоряжения Министерства государственного имущества Российской Федерации от 12.10.1999 N 1398-р здания овощехранилища (пункт 14).
Вывод судов о том, что Должник создан в качестве дочернего предприятия Казенного Предприятия, подтвержден материалами дела и ФНС не оспаривается.
Довод уполномоченного органа о том, что "дочернее унитарное предприятие" является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица, противоречит пункту 2 статьи 50 ГК РФ, в котором приведен закрытый перечень форм коммерческих организаций.
С учетом изложенного суды обоснованно прекратили производство по настоящему делу. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2008 по делу N А56-9639/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Кравченко |
Судьи |
В.В. Старченкова |
|
А.В. Яковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 сентября 2008 г. N А56-9639/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника