Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 сентября 2008 г. N А56-8550/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Любченко И.С., Самсоновой Л.А.,
при участии судебного пристава-исполнителя Фрунзенского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу Рощупкиной Натальи Анатольевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя Фрунзенского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу Рощупкиной Натальи Анатольевны на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2008 по делу N А56-8550/2008 (судьи Протас Н.И., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.),
установил:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Фрунзенского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу Рощупкиной Натальи Анатольевны по вынесению постановления от 22.02.2008 N 1/6196/2065/11/2008 о возбуждении исполнительного производства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу (далее - Управление) и Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - налоговая инспекция).
Решением суда первой инстанции от 21.04.2008, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2008, заявленные Учреждением требования удовлетворены.
В кассационной жалобе судебный пристав-исполнитель, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции и отказать Учреждению в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании судебный пристав-исполнитель Рощупкина Н.А. поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Учреждение, налоговая инспекция и Управление о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция вынесла постановление от 13.12.2007 N 1095 о взыскании с Учреждения налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика на общую сумму 315 762 руб. 39 коп. и направило его в Управление на исполнение.
На основании указанного исполнительного документа постановлением от 22.02.2008 N 1/6196/2065/11/2008 судебным приставом-исполнителем Рощупкиной Н.А. возбуждено исполнительное производство.
Учреждение, посчитав действия судебного пристава-исполнителя по вынесению названного постановления незаконными, обжаловало их в арбитражный суд.
Судебные инстанции признали оспариваемые действия судебного пристава-исполнителя незаконными, как несоответствующие требованиям статей 12, 31, 70 и 71 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Согласно пункта 5 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, в том числе налоговых органов, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Судебными инстанциями по материалам дела установлено, что налоговая инспекция не представила вместе с постановлением от 13.12.2007 N 1095 документов с отметками банка об отсутствии денежных средств на счетах Учреждения и документов об отсутствии информации о наличии счетов должника, из чего судами сделан вывод о несоответствии направленного постановления понятию исполнительного документа, данному в пункте 5 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ.
В силу статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 настоящего Кодекса. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названым Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке. При этом указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации не содержат исключений из судебной процедуры взыскания в отношении денежных средств, находящихся на расчетных счетах организации, которой открыт лицевой счет.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" также разъяснил, что взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что задолженность подлежала взысканию с Учреждения только в судебном порядке.
Следовательно, направленное налоговой инспекцией судебному приставу-исполнителю постановление является незаконным и не подлежащим исполнению.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Учитывая изложенное, судебные инстанции сделали правильный вывод о незаконности действий судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления от 22.02.2008 N 1/6196/2065/11/2008 о возбуждении исполнительного производства.
Таким образом, постановление апелляционной инстанции'соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет. Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2008 по делу N А56-8550/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя Фрунзенского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу Рощупкиной Натальи Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 сентября 2008 г. N А56-8550/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника