Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 сентября 2008 г. N А56-11984/2008
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 июня 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Михайловской Е.А., Подвального И.О.,
при участии от Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу Касьяновой Е.Ю. (доверенность от , 22.10.2007 N 15-05-01/29158),
рассмотрев 29.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2008 по делу N А56-11984/2008 (судья Пилипенко Т.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кречет" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 20.03.2008 N 09, которым оно привлечено к административной ответственности на основании статьи 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 05.06.2008 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение от 05.06.2008, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, Управлением соблюдена процедура привлечения Общества к административной ответственности, поскольку уведомления о составлении протокола об административном правонарушении и о рассмотрении дела об административном правонарушении направлялись по адресу, указанному в лицензии на осуществление закупок, хранения и поставок алкогольной продукции, выданной Обществу. Кроме того, Управление указывает на нарушение арбитражным судом срока направления копии решения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Обществом до 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, не представлена декларация об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за IV квартал 2007 года, чем нарушены требования пункта 4 Положения о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858.
Указанные обстоятельства послужили Управлению основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении. Постановлением от 20.03.2008 N 09 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Общество, не согласившись с постановлением Управления от 20.03.2008 N 09, оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал незаконным и отменил обжалуемое постановление Управления, сделав вывод о том, что при производстве по делу административным органом допущены существенные нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности, а именно: составление протокола об административном правонарушении и вынесение оспариваемого постановления осуществлены без участия законного представителя Общества; о необходимости явки для участия в составлении протокола и в рассмотрении дела законный представитель Общества не уведомлен, права не разъяснены, до рассмотрения дела с протоколом и иными " материалами дела он не ознакомлен.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Материалами дела подтверждается и Управлением не оспаривается, что протокол об административном правонарушении составлен 11.03.2008 без участия представителя лица, привлекаемого к ответственности. Уведомление о дате и месте составления протокола об административном правонарушении лицу, привлекаемому к ответственности, не вручено (копия уведомления о вручении почтового отправления - лист дела 97).
Таким образом, в нарушение статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составлен Управлением в отсутствие представителя лица, привлекаемого к ответственности, не извещенного надлежащим образом о времени и месте совершения данного процессуального действия.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено 20.03.2008 также без участия представителя лица, привлекаемого к ответственности.
Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 3 статьи 25.4 КоАП РФ).
Статьей 29.7 КоАП РФ определено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. ;
В силу пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Как следует из копии уведомления о вручении почтового отправления (лист дела 89), определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении получено генеральным директором Общества 11.04.2008. Рассмотрение дела об административном правонарушении состоялось 20.03.2008, то есть у административного органа в день рассмотрения дела об административном правонарушении отсутствовало подтверждение о надлежащем уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени рассмотрения дела. Это свидетельствует о том, что вопросы о причинах неявки законного представителя Общества и о надлежащем его извещении, при рассмотрении дела об административном правонарушении не выяснялись, что явилось существенным нарушением прав лица, привлеченного к ответственности. Иных доказательств наличия при рассмотрении дела об административном правонарушении данных о надлежащем извещении Общества о месте и времени рассмотрения дела Управлением не представлено.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие подтверждения о надлежащем уведомлении Общества о месте и времени рассмотрения дела Управление существенно нарушило права лица, привлекаемого к ответственности.
При таких обстоятельствах следует признать, что вывод суда первой инстанции о нарушении Управлением процедуры привлечения Общества к административной ответственности правомерен.
Нарушение судом срока направления копии решения (часть 6 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) в адрес Управления не является самостоятельным основанием для отмены судебного акта арбитражного суда по настоящему делу (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Данное обстоятельство не лишило Управление права на обжалование решения суда в порядке апелляционного производства (в том числе с ходатайством о восстановлении процессуального срока).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2008 по делу N А56-11984/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 сентября 2008 г. N А56-11984/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника