Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 октября 2008 г. N А26-8949/2006-16
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02 августа 2008 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 02.10.2008.
Полный текст постановления изготовлен 06.10.2008.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кравченко Т.В., судей Кирилловой И.И., Сосниной О.Г.,
при участии от муниципального унитарного предприятия "Петрозаводский городской информационный центр" Комаровских Ж.А. (доверенность от 18.08.2008),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Петрозаводский городской информационный центр" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.12.2007 (судья Мельник А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2008 (судьи Слобожанина В.Б., Медведева И.Г., Черемошкина В.В.) по делу N А26-894 9/2006-16,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Триал" (далее - ООО "Триал", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия, с иском к муниципальному унитарному предприятию "Петрозаводский городской информационный центр" (далее - Предприятие) о взыскании 298 259 руб. 05 коп. убытков.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена администрация города Петрозаводска (далее - Администрация).
Решением от 05.04.2007, законность и обоснованность которого в апелляционном порядке не проверялись, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.08.2007 решение от 05.04.2007 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением от 20.12.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.07.2008, с Предприятия в пользу Общества взыскано 196 956 руб. 17 коп. убытков (с учетом определения об устранении арифметических ошибок от 10.01.2008). В остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Податель жалобы считает, что его действия по предоставлению льгот за пользование лифтом в 2004 году являются правомерными. При этом Предприятие ссылается на то, что в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О ветеранах" льготы лицам, имеющим звание "Ветеран труда", предоставляются не только по коммунальным, но и по жилищным услугам, к которым и относится услуга по ремонту и эксплуатации лифтов. В соответствии со статьей 3 Закона Республики Карелия от 25.07.1995 N 69-РК "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия" и порядке его присвоения" (далее - Закон N 69-РК) Предприятие предоставило гражданам льготу в размере 50 % по оплате содержания жилья, которое согласно
пункту 3 Порядка оплаты жилья состоит из: содержания общего имущества жилого дома, в том числе подвала, чердака, подъезда и крыши; технического обслуживания общих коммуникаций, технических устройств, в том числе лифтов и приборов учета, а также технических помещений жилого дома; вывоза бытовых отходов; содержания придомовой территории. Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163, плата за пользование лифтом относится к жилищным услугам (группа 04 N 041107), направленным на содержание и текущий ремонт жилищного фонда. Начисление платы за пользование лифтом производится исходя из общей площади жилого помещения.
Податель жалобы указывает, что за период с января по декабрь 2004 года гражданам, проживающим на территории, обслуживаемой Обществом, были предоставлены льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом N 69-РК на общую сумму 8 592 689 руб. 24 коп. Часть средств в погашение задолженности по предоставленным льготам поступила из бюджета, в том числе были профинансированы льготы по оплате пользования лифтом.
В отзыве Общество просит оставить жалобу без удовлетворения, а судебные акты - без изменения.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы жалобы. Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени его рассмотрения, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, на основании заключенного между Администрацией и ООО "Триал" договора от 19.11.2001 истец от своего имени и за счет Администрации осуществляет функции по управлению (обслуживанию) муниципальным жилищным фондом города Петрозаводска и находящимися в нем нежилыми помещениями.
Согласно пункту 3.4 данного договора средства потребителей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, за исключением средств, перечисляемых поставщикам и подрядчикам в соответствии с заключенными договорами, поступают в распоряжение истца и являются его агентским вознаграждением".
Во исполнение пункта 2.1.16 договора от 19.11.2001 ООО "Триал" (заказчик) и Предприятие (агент) подписали агентский договор от 03.01.2002 N 3 (далее - агентский договор) на выполнение работ по обработке (расчетам, начислениям, перерасчетам, учету и перечислению) платежей потребителей жилищно-коммунальных услуг, а также ведению лицевых счетов потребителей данных услуг. Дополнительным соглашением от 30.12.2003 срок действия агентского договора продлен по 31.12.2004.
ООО "Триал" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что в результате незаконных действий Предприятия, выразившихся в необоснованном предоставлении ветеранам труда Республики Карелия льгот по оплате пользования лифтом за период с января по декабрь 2004 года, истец не получил денежные средства в размере 298 259 руб. 05 коп., включая 45 497 руб. 14 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), на которые был вправе рассчитывать в случае надлежащего исполнения ответчиком своих обязательств.
Суд первой инстанции установил, что в 2004 году Предприятие на основании Закона N 69-РК предоставило гражданам 50% льготу по оплате пользования лифтом (том 1, лист 60).
Удовлетворяя при новом рассмотрении дела иск в части взыскания 196 956 руб. 17 коп. убытков, суды исходили из того, что меры социальной защиты ветеранов, перечисленные в статьях 14 - 23 Федерального закона "О ветеранах", предусматривают оплату ветеранам 50% коммунальных услуг. Между тем согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ремонт и эксплуатация лифтов относятся к жилищным услугам. В результате неправомерного применения ответчиком льготы за пользование лифтом в 2004 году истцом были недополучены денежные средства в размере 298 259 руб. 05 коп. Не подлежит удовлетворению требования истца в части исчисленного НДС в размере 45 497 руб. 14 коп., а также в части средств, полученных истцом в первом квартале 2004 года в размере 55 805 руб. 74 коп.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
Из материалов дела видно, что между сторонами спора существуют гражданско-правовые отношения, которые возникли на основании агентского договора и регулируются его условиями. Пунктом 5.2 данного договора предусмотрено, что агент несет ответственность за своевременное и надлежащее исполнение обязательств по договору и при допущении нарушений безвозмездно устраняет их за свой счет, а также возмещает вред и убытки, возникшие по вине агента.
В соответствии с пунктом 2.1 и подпунктом 2.1.1 договора от 19.11.2001 агент обязан осуществлять начисление платы за жилищно-коммунальные услуги потребителям, в том числе правильное оформление льгот, предоставляемых гражданам в соответствии с законодательством, с обязательным подтверждением ими документально права на предоставление льгот (удостоверение, справки и др.); предоставление, изменение и корректировку льгот в соответствии с действующим законодательством.
Ответчик не оспаривает факт расчета в спорный период платы за предоставление услуг по содержанию и обслуживанию лифтов ветеранам труда Республики Карелия с учетом 50% льготы.
По утверждению Предприятия, за I и II кварталы 2004 года Администрация в полном объеме профинансировала льготы, в том числе и льготы по оплате пользования лифтом (т. 1, л. 138).
Согласно статье 3 Закона N 69-РК (в редакции, действовавшей в спорный период) социальная защита лиц, которым присвоено звание "Ветеран труда Республики Карелия", обеспечивается на территории Республики Карелия мерами социальной защиты, предусмотренными Федеральным законом "О ветеранах" для ветеранов труда.
Согласно подпунктам 6 и 7 пункта 2 статьи 22 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей в спорный период) для ветеранов труда установлены следующие льготы:
- оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством субъекта Российской Федерации. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;
- оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной; ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных органами местного самоуправления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Указанные льготы предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции, действовавшей в спорный период) плата за содержание жилья, плата за ремонт жилья, а для нанимателя жилого помещения также плата за наем жилого помещения являлись составными частями оплаты жилья.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (в редакции,
действовавшей в спорный период) структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от форм собственности, включает плату: за содержание и текущий ремонт жилищного фонда; за капитальный ремонт жилищного фонда; за наем жилья (для нанимателей жилья). Кроме того, граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от форм собственности, оплачивают коммунальные услуги. Пунктом 4 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг к числу коммунальных услуг отнесено и обслуживание лифтового хозяйства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 392 утвержден Порядок оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка оплата жилья включает в себя внесение платы за содержание жилья, которое состоит из содержания общего имущества жилого дома, в том числе подвала, чердака, подъезда и крыши; технического обслуживания общих коммуникаций, технических устройств, в том числе лифтов и приборов учета, а также технических помещений жилого дома; вывоза бытовых отходов; содержания придомовой территории. Оплата жилья включает также плату за ремонт жилья, включающий в себя текущий ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории, по перечню работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества жилых домов и оплачиваемых за счет платы за ремонт жилья; за наем жилого помещения - для нанимателей жилых помещений, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам.
В соответствии с пунктом 6 Порядка оплата коммунальных услуг включает в себя плату за электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение (канализацию), горячее водоснабжение и теплоснабжение (отопление), в том числе приобретение и доставку твердого топлива при наличии печного отопления.
Поскольку Федеральным законом "О ветеранах" лицам, имеющим звание "Ветеран труда", предусмотрено предоставление льгот по оплате как коммунальных, услуг, так и общей площади жилых помещений (оплате жилья), а оплата жилья включает плату за содержание жилья, включая техническое обслуживание'технических устройств, в том числе и лифтов, то ответчиком правомерно применены льготы за пользование лифтом.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии нарушений обязательства со стороны ответчика и недоказанности причинения его действиями каких-либо убытков истцу.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление подлежат отмене. В удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.12.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2008 по делу N А26-8949/2006-16 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Триал" в пользу муниципального унитарного предприятия "Петрозаводский городской информационный центр" 1 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
Т.В. Кравченко |
Судьи |
И.И. Кириллова |
|
О.Г. Соснина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 октября 2008 г. N А26-8949/2006-16
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника