Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 октября 2008 г. N А56-36014/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 июня 2009 г. N А56-36014/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 апреля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Грачевой И.Л. и Константинова П.Ю.,
при участии от администрации Лужского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области главы администрации Балунева В.В., Алексеевой Г.Н. (доверенность от 25.01.2006); от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области Очкивской О.С. (доверенность от 16.07.2008); от Лужской КЭЧ Лосева (выписка из приказа от 24.12.2004 N 93), Берлина А.В. (доверенность от 15.01.2008),
рассмотрев 30.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Лужского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области _на решение Арбитражного суда города _ Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2008 (судья Иванилова ОБ.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2008 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Горбик В.М.) по делу N А56-36014/2007,
установил:
Государственное учреждение "Лужская квартирно-эксплутационная часть" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском (с учетом уточнения требований) к администрации Лужского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация) об обязании в месячный срок принять по актам приема-передачи от Учреждения в муниципальную собственность следующие объекты:
- военный городок N 4: 1 котельная, инв. N 4/150, 4/180, 2 инженерные коммуникации - сети теплоснабжения протяженностью 10 086 м, сети пароснабжения протяженностью 300 м;
- военный городок N 3: 3 сети водоснабжения протяженностью 1 420,6 м;
- военный город N 4: 4 сети водоснабжения протяженностью 224 м;
- военный город N 5: 5 сети водоснабжения протяженностью 40 м;
военный городок N 8: 6 инженерные коммуникации: сети водоснабжения протяженностью 677 м, сети канализации протяженностью 547,1 м;
- военный городок N 15: 7 сети водоснабжения протяженностью 300 м;
- военный городок N 5: 8 трансформаторные подстанции, инв. N 5/332, 5/333, 9. сети электроснабжения протяженностью 16 201 м, 10. уличное
освещение протяженностью 3 155 м, 11 сети газоснабжения протяженностью 69 м, пр. Володарского, N 20/1, г. Луга-3;
- военный городок N 3: 12 сети электроснабжения протяженностью 19 257 м, 13. уличное освещение протяженностью 720 м;
- военный городок N 4: 14 распределительный пункт с трансформаторной подстанцией, инв. N 4/191, 15 сети электроснабжения протяженностью 260 м;
- военный городок N 8: 16 трансформаторная подстанция, инв. N 8/68, 17. сети газоснабжения протяженностью 793,6 м, 18. сети электроснабжения протяженностью 7 885 м, 19. уличное освещение протяженностью 540 м;
- военный городок N 15: 20 сети газоснабжения протяженностью 307,8 м с испарителем и 6 емкостями, 21 сети электроснабжения протяженностью 4 710 м, 22. уличное освещение протяженностью 200 м;
- военный городок N 15: 23 сети теплоснабжения протяженностью 4 200 м, 24. сети пароснабжения протяженностью 250 м.
Решением от 04.04.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.06.2008, в связи с процессуальным правопреемством Учреждение заменено на федеральное государственное учреждение "Лужская квартирно-эксплутационная часть района" (далее - Лужская КЭЧ); Администрация обязана принять от истца в муниципальную собственность по актам приема передачи следующие объекты:
- военный городок N 4: 1 котельная, инв. N 4/150, 4/180, 2. инженерные коммуникации: сети теплоснабжения протяженностью 10 086 м, сети пароснабжения протяженностью 300 м;
- военный городок N 3: 3 сети водоснабжения протяженностью 1 420,6 м;
- военный город N 4: 4 сети водоснабжения протяженностью 224 м;
- военный город N 5: 5 сети водоснабжения протяженностью 40 м;
- военный городок N 8: 6 инженерные коммуникации: сети -водоснабжения протяженностью 677 м, сети канализации протяженностью
547,1 м;
- военный городок N 15: 7 сети водоснабжения протяженностью 300 м;
- военный городок N 5: 8 Трансформаторные подстанции, инв. N 5/332, 5/333, 9 сети электроснабжения протяженностью 16201 м, 10 уличное освещение протяженностью 3 155 м, 11. сети газоснабжения протяженностью 69 м, пр. Володарского, N 20/1, г. Луга-3.
- военный городок N 3: 12 сети электроснабжения протяженностью 19 257 м, 13. уличное освещение протяженностью 720 м;
- военный городок N 4: 14 распределительный пункт с трансформаторной подстанцией, инв. N 4/191, 15 сети электроснабжения протяженностью 260 м;
- военный городок N 8: 16 трансформаторная подстанция, инв. N 8/68, 17 сети газоснабжения протяженностью 793,6 м, 18. сети электроснабжения протяженностью 7 885 м, 19. уличное освещение протяженностью 540 м;
- военный городок N 15: 20 сети газоснабжения протяженностью 307,8 м с испарителем и 6 емкостями, 21 сети канализационные протяженностью 4 300 м, 22. сети электроснабжения протяженностью 4 710 м, 23 уличное освещение протяженностью 200 м, 24 сети теплоснабжения протяженностью 4 200 м, 25 сети пароснабжения протяженностью 250 м. В остальной части производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе Администрация просит решение от 04.04.2008 и постановление от 19.06.2008 отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права: Постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 374, Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004, Федерального закона Российской Федерации N 122-ФЗ от 21.07.1997, Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.1998 N 655.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными.
В судебном заседании представитель Администрации поддержали доводы жалобы, а представители Учреждения и Управления возразили против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, законность решения от 04.04.2008 и постановления от 19.06.2008, правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.11.1996 N 1592 "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации", пунктами 1, 2, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6.10.1999 N 1131 "О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность" объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации подлежат обязательной передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении положения - об определении пообъектного состава-федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".
Пунктом .11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) определена компетенция органов власти и управления относительно принятия решений о передаче имущества, а также установлены сроки передачи (принятия) имущества, в том числе в муниципальную собственность.
Согласно абзацу 10 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ основанием возникновения права собственности муниципального образования на имущество, передаваемое Российской Федерацией, является решение Правительства Российской Федерации.
Формы актов приема-передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения утверждены приказом Министерства строительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.1995 N 17-72.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжениями Правительства Российской Федерации от 03.08.2001 N 1043-р, от 10.04.2002 N 463-р, от 30.09.2005 N 1551-р приняты предложения муниципального образования "Лужский район Ленинградской области" и Минимущества России (Минэкономразвития), согласованные с Минобороны России и администрацией Ленинградской области, о передаче в муниципальную собственность муниципального образования "Лужский район Ленинградской области" находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Лужской квартирно-эксплуатационной части и утверждены перечни подлежащих передаче объектов.
Согласно абзацу 6 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ на федеральные органы исполнительной власти возлагается обязанность передать, а на органы местного самоуправления соответственно принять федеральное имущество на основании решений Правительства Российской Федерации в трехнедельный срок после принятия решения, но не позднее 30 ноября 2005 года.
Таким образом, в силу прямого указания закона передача (прием) федерального имущества, поименованного в названных перечнях, должна была быть осуществлена не позднее 30 ноября 2005 года.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что к моменту принятия обжалуемых судебных актов спорные объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящиеся в оперативном управлении Учреждения, до настоящего времени, в установленном порядке в муниципальную собственность не переданы.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, утвердившем Положение о порядке передачи объектов социально- . культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, указано на необходимость такой передачи с целью освобождения предприятий от не свойственных им функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
Порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности регулируется Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.1999 N 1131 "О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность", которое представляет собой нормативный акт специального применения.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что в силу вышеназванных норм у ответчика возникла обязанность принять в муниципальную собственность спорное имущество, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Доводу Администрации об отсутствии денежных средствах, предназначенных для эксплуатации и технического обслуживания передаваемых объектов судами дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.1999 N 1131 "О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность" финансирование переданных в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность объектов социальной инфраструктуры осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 3).
Министерству финансов Российской Федерации при определении взаимоотношений между федеральным бюджетом (в части смет расходов федеральных органов исполнительной власти) и бюджетами субъектов Российской Федерации предписано учитывать расходы на содержание объектов социальной инфраструктуры, переданных из федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, на основании актов приема-передачи объектов и прилагаемых к ним финансово-экономических обоснований (пункт 5).
Таким образом, финансирование расходов на содержание переданного имущества осуществляется Министерством финансов Российской Федерации после фактической передачи объектов.
При этом указанным порядком передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения не предусмотрена передача только технически исправных объектов, приемка последних производится независимо от их технического состояния.
При таких обстоятельствах указанных в статье 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов, которые приняты без нарушения норм материального права и норм процессуального права, у кассационной инстанции не имеется. В связи с этим решение от 04.04.2008 и постановление от 19.06.2008 подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2008 по делу N А56-36014/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Лужского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Возвратить администрации Лужского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области из федерального бюджета 1 000 руб., излишне уплаченных при подаче кассационной жалобы.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
И.Л. Грачева |
|
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 октября 2008 г. N А56-36014/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника