Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 октября 2008 г. N А56-47226/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 февраля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кужаровой Н.И., судей Коробова К.Ю., Нефедовой О.Ю.,
при участии от открытого акционерного общества "Страховая компания "Русский мир" Набат И.В. (доверенность от 26.10.2007 N 1364),
рассмотрев 09.10.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бриг" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.02.2008 (судья Несмиян СИ.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2008 (судьи Марченко Л.Н., Гафиатуллина Т.С., Ларина Т.С.) по делу N А56-47226/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бриг" (далее - ООО "Бриг") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Страховая компания "Русский мир" (далее - СК "Русский мир") 1 239 770 руб. страхового возмещения стоимости' утраченного груза, 136 606, "14 руб. стоимости контейнера и 15 293,07 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец увеличил размер взыскиваемых процентов и просил взыскать 51 996, 43 руб. за период с 11.10.2007 по 26.02.2008 , а с 27.02.2008 - до момента исполнения ответчиком основного обязательства - по 382, 33 руб. в день.
Решением от 29.02.2008, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2008, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ООО "Бриг" просит отменить решение от 29.02.2008 и постановление от 08.07.2008 и принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Податель жалобы ссылается на то, что суды сделали неправильный вывод о ничтожности договора страхования и о нарушении водителем инструкции для водителей внутренних рейсов, а также необоснованно не приняли во внимание положения Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) и Устава автомобильного транспорта РСФСР об ответственности экспедитора за недостачу или повреждение груза.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель СК "Русский мир" просил отказать в удовлетворении жалобы, ссылаясь на необоснованность ее доводов.
ООО "Бриг" извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, одним из видов деятельности ООО "Бриг", предусмотренных его уставом, является транспортное, транспортно-экспедиционное обслуживание.
ООО "Бриг" (страхователь) и СК "Русский мир" (страховщик) заключили договор страхования ответственности за утрату или повреждение перевозимого груза с лимитом ответственности 50 000 долларов США по одному страховому случаю (полис от 25.07.2006 ОГ N 3382380).
В соответствии с договором перевозки от 01.01.2007 N 57/07, заключенным ООО "Бриг" (перевозчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Голдрос-сервис" (заказчик), перевозчик принял от общества с ограниченной ответственностью "АЛЬФА" (грузоотправитель) груз (противопожарные, металлические двери общей стоимостью 1 322 123 руб.) с целью его доставки обществу с ограниченной ответственностью "ФЛЕКС" (грузополучатель) по маршруту Первый контейнерный терминал Санкт-Петербург - деревня Заборье, Домодедовский район города Москвы.
Факт принятия к перевозке водителем ответчика Цвелевым О.А. груза в контейнере ССШ 6955935 на автомобиле "Интернационал" (государственный регистрационный номер В 961 ХК 78) с прицепом (государственный регистрационный номер 29-90 AT 78), подтверждается товарно-транспортной накладной от 10.06.2007 N 380.
На 35-м километре автодороги Москва - Ростов-на-Дону водитель Цвелев О.А. у кафе вышел из автомобиля с целью покупки сигарет, после чего неизвестными лицами был приглашен в автомашину "Газель" для оформления штрафа за парковку, где его насильно, с применением оружия, удерживали сутки. В период удержания водителя Цвелева О.А. автомобиль "Интернационал" с грузом был похищен.
Данные обстоятельства изложены в постановлении о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству следователем следственного управления при Управлении внутренних дел по городскому округу Домодедово от 25.07.2007.
В связи с утратой груза грузоотправитель направил 16.07.2007 претензию экспедитору - обществу с ограниченной ответственностью "Голдрос-сервис" (далее - "Голдрос-сервис") с требованием возместить стоимость утраченного груза в размере 1 322 123 руб.
ООО "Голдрос сервис" в свою очередь обратилось к ООО "Бриг" с требованием о возмещении понесенного грузоотправителю ущерба в размере стоимости утраченного груза, а также - 136 606, 14 руб. стоимости утраченного контейнера, арендованного заказчиком.
ООО "Бриг" обратилось с заявлением о выплате страхового возмещения в СК "Русский мир", которое утрату груза не признало страховым случаем и отказало в выплате страхового возмещения.
С целью взыскания страховой выплаты в размере стоимости утраченного груза и контейнера истец обратился в суд.
Суд первой инстанции отказал в иске, ссылаясь на то, что водитель Цвелев О.А., остановив автомобиль на неохраняемой стоянке, нарушил пункт 3.6. инструкции для водителей внутренних рейсов, являющейся неотъемлемой частью договора страхования от 25.07.2006 N 3382380. Суд также пришел к выводу о ничтожности договора страхования ответственности перевозчика ООО "Бриг".
Суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм гражданского права.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили правовую природу заключенного ООО "Бриг" и СК "Русский мир" договора страхования как страхования риска ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перевозчика по договору перевозки.
Согласно пункту 1 статьи 932 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом.
Поскольку законом не предусмотрено страхование ответственности за нарушение договора перевозки, суды правомерно сделали вывод о ничтожности договора страхования от 25.06.2006 в силу статьи 168 ГК РФ как противоречащего пункту 1 статьи 932 ГК РФ.
В соответствии пунктом 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу ничтожности договора страхования от 25.06.2006 у ответчика отсутствует обязанность выплатить страховое возмещение, в связи с чем иск удовлетворению не подлежал.
Доводы кассационной жалобы относительно действительности договора страхования от 25.06.2006 противоречат пункту 1 статьи 932 ГК РФ и обстоятельствам дела.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.02.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2008 по делу N А56-47226/2007 - оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с.ограниченной ответственностью "Бриг" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.И. Кужарова |
Судьи |
К.Ю.Коробов |
|
О.Ю.Нефедова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 октября 2008 г. N А56-47226/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника