Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 октября 2008 г. N А56-6793/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Кужаровой Н.И. и Марьянковой Н.В.,
при участии от ОАО "РЖД" Шиловой Н.И. (доверенность от 21.12.2007),
рассмотрев 08.10.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от. 18.05.2008 по делу N А56-6793/2008 (судья Данилова Н.П.),
установил:
Открытое акционерное общество "Карельский окатыш" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга v\ Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - Железная дорога) о взыскании 131 120 руб. штрафа за задержку приема вагонов с железнодорожных путей не общего пользования.
Решением от 19.05.2008 иск удовлетворен в сумме 113 740 руб. штрафа, в остальной части иска отказано.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Железная дорога, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и материалам дела, просит отменить решение суда и отказать в иске в полном объеме.
Железная дорога считает, что суд первой инстанции не учел то обстоятельство, что истец не представил доказательств письменного согласования с ответчиком возврат вагонов в меньшем количестве, чем установлено для одиночных вагонов - группами менее 5 вагонов.
Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что суд не дал оценки актам общей формы, из которых следует, что спорные вагоны не принимались Железной дорогой от Общества ввиду их простоя с грузами на путях станции.
Общество о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Ходатайство Общество, изложенное в телеграмме от 06.10.2008 об отложении рассмотрения жалобы до получения отзыва, отклонено, поскольку неполучение отзыва по кассационной жалобе не является препятствием для рассмотрения жалобы.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы жалобы. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (владелец) и Железная дорога 01.12.2002 заключили договор N 162 связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути не общего пользования, примыкающего к пути N 3 станции Костомукша - Товарная Октябрьской железной дороги.
В соответствии с пунктом 9 договора с железнодорожного подъездного пути вагоны возвращаются по мере готовности к уборке в количестве, согласованном сторонами, но не более 58 вагонов (232 оси) или по весу не более 5 200 тонн брутто. Возвращаемые с железнодорожного подъездного пути вагоны доставляются локомотивом владельца на свободные приемоотправочные (выставочные) пути 3, 5 - 11 станции Костомукша - Товарная по уведомлению не позднее, чем за 2 часа до выставления вагонов. При этом отправительские маршруты возвращаются в полном составе, одиночные вагоны группами, не менее 5 вагонов (по согласованию со станцией передача вагонов может производиться возврат в меньшем количестве) с постановкой порожних вагонов отдельной группой.
Пунктами 10, 12 договора предусмотрено, что о готовности вагонов к уборке приемосдатчик владельца передает уведомление приемосдатчику станции Костомукша Товарная по телефону с одновременной записью в "Книге уведомлений о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь" формы ГУ-2а. Задержка приема Железной дорогой вагонов, предъявленных к сдаче с подъездного пути Общества, по вине станции оформляется актом общей формы, на основании которого время задержки из оплачиваемого времени исключается. Ответственность перевозчика за задержку по его вине приема вагонов с подъездного пути владельца наступает через 2 часа после получения уведомления о готовности вагонов к сдаче.
В период с 16.03.2007 по 07.04.2007 станцией Костомукша Товарная задержан прием вагонов с грузами с железнодорожных путей не общего пользования, принадлежащих Обществу, сверх нормативного времени, предусмотренного пунктом 12 договора. Данное обстоятельство послужило основанием для предъявления Обществом претензии от 24.04.2007 N 42 Железной дороге об уплате штрафа в размере 191 320 руб. за задержку вагонов по вине перевозчика.
Отказ в удовлетворении претензии послужил основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции частично удовлетворил исковые требования в сумме 113740 руб. и отказал в остальной части.
В соответствии со статьей 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку по вине перевозчика уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях не общего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей не общего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи: уборки вагонов.
Согласно пунктам 3.6, 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей не общего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, в случаях, когда размер одновременной подачи партии вагонов к месту погрузки, выгрузки превышает вместимость мест погрузки и выгрузки и она может быть погружена или выгружена без перестановки локомотивом перевозчика, передается уведомление о готовности к уборке всей одновременно поданной партии вагонов к месту погрузки и выгрузки. При наличии у перевозчика возможности допускается осуществление уборки части погруженной или выгруженной одновременно поданной партии вагонов.
Сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей не общего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути не общего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути не общего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути не общего пользования.
Довод подателя жалобы о несогласовании со станцией Костомукша - Товарная на возврат вагонов в меньшем количестве, нежели установлено для одиночных вагонов - группами менее 5 вагонов, отклоняется судом кассационной инстанции. Из материалов дела следует, что Общество предъявило Железной дороге к сдаче вагоны менее 5 по различным памяткам, но в составе полных отправительских маршрутах.
То обстоятельство, что доставка вагонов производилась по отдельным памяткам приемосдатчика, не свидетельствует об отсутствии на подъездных путях других, принадлежащих Обществу вагонов, подлежащих отправке локомотивом Железной дороги.
Кассационная инстанция также не может согласиться с доводом Железной дороги об отсутствии ее вины в задержке приема вагонов.
Наличие вагонов на путях общего пользования, прибывших в адрес Общества, не исключает обязанность Железной дороги принять от грузоотправителя вагоны, возвращаемые с пути не общего пользования, в сроки, установленные договором на эксплуатацию подъездного пути не общего пользования.
Железная дорога не представила доказательств, что пути станции Костомукша - Товарная (все выставочные пути) в определенный промежуток времени полностью заняты неразгруженными вагонами, прибывшими в адрес Общества, что не позволило Железной дороге своевременно убрать спорные вагоны с путей не общего пользования.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд правильно применил статью 100 УЖТ РФ, решение обоснованно и законно, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2008 по делу N А56-6793/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
Н.И. Кужарова |
|
Н.В. Марьянкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 октября 2008 г. N А56-6793/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника