Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 сентября 2008 г. N А21-1948/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Любченко И.С., Подвального И.О.,
при участии от закрытого акционерного общества "Автотор" Новокшонова И.Б. (доверенность от 24.12.2007), от Калининградской областной таможни Волкова ДА (доверенность от 04.04.2008),
рассмотрев 30.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.05.2008 (судья Генина С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2008 (судьи Савицкая И.Г., Петренко Т.И., Семенова А.Б.) по делу N А21-1948/2008,
установил:
закрытое акционерное общество "Автотор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Калининградской таможни (после реорганизации - Калининградская областная таможня; далее - , таможня) от 19.02.2008 по делу об административном правонарушении N 10205000-1034/2007, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 06.05.2008, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2008, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, в действиях общества имеется состав правонарушения, выражающегося в заявлении при декларировании товаров (комплектующих для сборки легковых автомобилей) недостоверных сведений о них, послужившем основанием для освобождения от уплаты таможенных платежей.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы, представитель общества просил в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество, выступая в качестве декларанта и получателя, 13.04.2007 подало в таможню грузовую таможенную декларацию (далее - ГТД) N 10205020/130407/0002656 для таможенного оформления в режиме "свободная таможенная зона" товаров, коды ТН ВЭД которых соответствуют наименованиям отдельных комплектующих легковых автомобилей KIА модели "CАrnivАl" (8204, 8407, 8408, 8421, 8425, 8507, 8512, 8707, 8708, 9401).
В результате таможенного контроля после выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом таможня установила, что фактически по указанной ГТД ввезены легковые автомобили в разобранном виде, подлежащие классификации по коду ТН ВЭД 8703, что привело к неуплате 3 781 835 руб. 21 коп. таможенных платежей.
Названные обстоятельства послужили основанием для возбуждения таможенным органом в отношении декларанта дела об административном правонарушении и составления протокола от 18.02.2008 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ. Постановлением таможни от 19.02.2008 по делу об административном правонарушении N 10205000-1034/2007 общество признано виновным в совершении указанного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере одной второй суммы неуплаченных таможенных платежей, что составило 1 890 917 руб. 60 коп.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество оспорило постановление таможни в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из того, что обществом не допущено при декларировании товаров заявления недостоверных сведений о них, поскольку при указании кодов ТН ВЭД общество исходило не только из текстов соответствующих товарных позиций, но и руководствовалось предварительными решениями Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС России) о классификации таких товаров.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела, проверив правильность -применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 40 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) товары при их декларировании таможенным органам (глава 14) подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
По запросу декларанта таможенные органы принимают предварительное решение о классификации товара в соответствии с параграфом 3 главы 6 названного Кодекса.
В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Статьей 124 ТК РФ к числу сведений о товаре, содержащихся в декларации, отнесены, в частности, его наименование, описание, классификационный код по ТН ВЭД. Вместе с тем код ТН ВЭД, в отличие от других свойств товара, определяется на основании иной информации о товаре по установленным правилам классификации, а возможное несоответствие кода, в отличие от других свойств товара, может быть устранено таможенным органом в ходе таможенного контроля.
Следовательно, указание декларантом неправильного кода товара при указании достоверных сведений о других свойствах товара, влияющих на его классификацию и размер таможенных платежей, не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суды обеих инстанций в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив и исследовав имеющиеся в деле доказательства, пришли к выводу об отсутствии события вмененного обществу административного правонарушения, поскольку таможней не доказано, что декларантом указаны недостоверные сведения о свойствах товара, влияющих на его классификацию.
В соответствии с правилом 1 Основных правил интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ОПИ ТН ВЭД) для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями иных правил ОПИ ТН ВЭД, в том числе - правила 2.а).
При декларировании товаров обществом указаны коды ТН ВЭД, соответствующие наименованиям отдельных комплектующих легковых автомобилей.
Классифицируя ввезенные обществом товары по коду ТН ВЭД 8703 (автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили), таможня руководствовалась правилом 2.а) ОПИ ТН ВЭД, в соответствии с которым любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Согласно статьям 41, 42 ТК РФ федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и иные таможенные органы, определяемые этой службой, по запросу заинтересованного лица принимают предварительное решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД в отношении конкретного товара, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара).
Лицо, заинтересованное в принятии предварительного решения, направляет в соответствующий таможенный орган запрос о принятии предварительного решения, составленный в письменной форме.
Указанный запрос должен содержать все сведения, необходимые для принятия предварительного решения. К запросу должны прилагаться пробы и образцы товаров, их описание, фотографии, рисунки, чертежи, коммерческие, технические и иные документы.
Из материалов дела видно, что в ответ на запрос общества от 23.11.2004 N 1008-ВГ ФТС России приняты предварительные решения о классификации в соответствии с ТН ВЭД частей для автомобилей KIА модели "CАrnivАl" от 24.01.2005 N 06-38/14689 - 06-38/14705, согласно которым ввозимые товары подлежат классификации в соответствии с кодами ТН ВЭД 8407, 8408, 8421, 8507, 8707, 8708.
К тексту запроса от 23.11.2004 N 1008-ВГ приложены перечни комплектующих изделий, в самом тексте имеются ссылки на использование этих комплектующих для промышленной сборки легковых автомобилей.
Статьей 43 ТК РФ предусмотрено, что предварительное решение является обязательным для всех таможенных органов. Предварительное решение действует в течение пяти лет со дня его принятия, если оно не изменено или не отозвано либо его действие не прекращено в соответствии со статьей 44 названного Кодекса.
При таких обстоятельствах, учитывая, что классификация товаров по кодам ТН ВЭД осуществлена обществом исходя из текстов товарных позиций, а сами коды соответствуют определенным ФТС России в предварительных решениях, вывод судов об отсутствии события правонарушения и отсутствии у таможенного органа оснований для иной классификации товаров является правильным.
Изложенные в кассационной жалобе доводы по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела. Оснований для этого в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.05.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2008 по делу N А21-1948/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 сентября 2008 г. N А21-1948/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника