Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 сентября 2008 г. N А52-836/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 августа 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 сентября 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Асмыковича А.В., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сарбона" Колосовой О.Ю. (доверенность от 15.09.2008),
рассмотрев 24.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковскрй области от 26.05.2008 (судья Героева Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2008 (судьи Мурахина Н.В., Осокина Н.Н., Чельцова Н.С.) по делу N А52-836/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сарбона" (далее - ООО "Сарбона", общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - налоговая инспекция), .выразившегося в неисполнении решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), подлежащей возмещению, и об обязании налоговой инспекции направить в Управление Федерального казначейства по Псковской области (далее - УФК по Псковской области) поручения на возврат 844 467 руб. НДС. Также общество просило взыскать с ответчика 21 976 руб. 50 коп. расходов на оплату услуг представителя.
Решением суда первой инстанции от 26.05.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.07.2008, заявленные ООО "Сарбона" требования о признании незаконным бездействия налогового органа и о его обязании направить в УФК по Псковской области поручения на возврат 844 467 руб. НДС удовлетворены в полном объеме, а о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя - в размере 5 О00 руб.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление судов отменить как принятые с неправильным применением норм материального права - положений статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и отказать обществу в удовлетворении заявления. Налоговый орган не согласен с выводами судов о незаконности его бездействия, выразившегося в невозвращении заявителю спорной суммы НДС, и мотивирует свою позицию тем, что им назначена выездная налоговая проверка общества, и, соответственно, по мнению подателя жалобы, возврат налога может быть произведен только по ее окончании.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить в силе судебные акты как законные и обоснованные.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя налоговой инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ООО "Сарбона" 26.11.2007 представило в налоговую инспекцию декларацию по НДС за сентябрь 2007 года, согласно которой к возмещению из бюджета заявило 1 303 389 руб. налога, а также документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ (листы дела 20 - 24).
Общество 14.01.2008 обратилось в налоговый орган с заявлением N 20 (лист дела 18) о возврате на его расчетный счет, открытый в Псковском отделении N 8630 Сберегательного Банка Российской Федерации, указанной суммы НДС.
По результатам камеральной налоговой проверки, проведенной налоговым органом в период с 26.11.2007 по 26.02.2007 на основе налоговой декларации за сентябрь 2007 года, налоговой инспекцией 03.04.2008 принято решение N 16-01/2862/1726 о возмещении ООО "Сарбона" 1 303 389 руб. НДС (лист дела 19).
Решениями от 16.04.2008 N 1293, от 29.04.2008 N 1824, 1825, 1826 налоговый орган произвел зачет НДС, подлежащего возмещению по декларации за сентябрь 2007 года, в счет погашения недоимки по налогам в общей сумме 458 921 руб. 75 коп. (листы дела 39 - 42). Оставшаяся сумма НДС, подлежащая возмещению согласно решению от 03.04.2008 N 16-01/2862/1726, в размере 844 467 руб. 25 коп., обществу возвращена не была.
Общество посчитало бездействие налоговой инспекции незаконным и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В ходе рассмотрения дела налоговый орган представил отзыв, в котором разъяснил, что невозврат спорной суммы НДС не является незаконным бездействием ответчика, а обусловлен вынесением решения N 13-08/107 о проведении выездной налоговой проверки ООО "Сарбона" и до ее окончания возврат налога не может быть произведен.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление общества, сделав вывод о том, что налоговым органом нарушены требования, установленные статьей 176 НК РФ.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, считает, что жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В статье 176 НК РФ установлен порядок возмещения сумм НДС в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, путем проведения камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 176 НК РФ по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам (пункт 6 статьи 176 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 176 НК РФ установлено, что решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.
Территориальный орган федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (пункт 8 статьи 176 НК РФ).
Согласно пункту 9 статьи 176 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со 4 дня принятия соответствующего решения.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что по результатам камеральной проверки декларации за сентябрь 2007 года налоговым органом принято решение от 03.04.2008 N 16-01/2862/1726 о возмещении обществу 1 303.389 руб. НДС. Из этой суммы 458_921 руб. 75 коп. налога зачтено в счет погашения задолженности заявителя по налогам перед бюджетом (правомерность зачета общество не оспаривает), остальная сумма НДС (844 467 руб. 25 коп.), подлежала возмещению заявителю.
Вместе с тем, доказательств осуществления действий по возврату налога и направления поручения на возврат названной суммы НДС в соответствующий орган федерального казначейства, налоговая инспекция не представила.
Поскольку налоговый орган не произвел предусмотренные пунктами 6, 7, 8 и 9 статьи 176 НК РФ действия по возврату ООО "Сарбона" в установленные сроки 844 467 руб. 25 коп. НДС, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали бездействие налогового органа незаконным и обязали устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Сарбона" путем направления в УФК по Псковской области поручения на возврат обществу 844 467 руб. 25 коп. НДС.
Судами обоснованно не принят во внимание довод налоговой инспекции о том, что налоговым органом вынесено решение N 13-08/107 о проведении выездной налоговой проверки общества.
Нормы главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают проведение выездной проверки в качестве основания освобождения налоговой инспекции от исполнения обязанностей, предусмотренных статьей 176 НК РФ.
Данной нормой регламентирован порядок возмещения налогоплательщику налога, исчисленного по итогам конкретного налогового периода, и, в частности, указано на то, что обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, проверяется налоговым органом в порядке, установленном статьей 88 НК РФ, то есть в течение трех месяцев. По истечении этого срока налоговый орган обязан в течение семи дней принять решение о возмещении соответствующих сумм. При этом, принятие такого решения не лишает налоговый орган права в дальнейшем провести выездную налоговую проверку соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах и по ее результатам принять решение о начислении недоимки и пеней в случае выявления правонарушений, повлекших необоснованное возмещение налога. Проверка обоснованности применения налоговых вычетов и выездная проверка являются самостоятельными формами налогового контроля, проводимыми независимо друг от друга.
Кроме того, согласно решению N 13-08/107 (листы дела 35 - 36) назначена проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты обществом единого социального налога, налога на имущество организаций, налога на прибыль, транспортного налога, земельного налога и НДС - за период с 01.01.2004 по 31.12.2006, налога на доходы физических лиц - за период с 01.01.2004 по 29.05.2007, страховых взносов - за период с 01.01.2005 по 31.12.2006. Сумма НДС, в отношении которой возник настоящий спор, подлежит возмещению заявителю по итогам налогового периода - сентябрь 2007 года.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены. Решение и постановление судов в этой части соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Доводы кассационной жалобы ответчика аналогичны доводам, приведенным в отзыве на заявление и в апелляционной жалобе, и направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Эти доводы исследованы судами, и им дана надлежащая правовая оценка.
Принятыми по настоящему делу судебными актами с налогового органа в пользу ООО "Сарбона" взыскано 5 000 руб. судебных расходов. В кассационной жалобе налоговой инспекции доводы относительно этой части судебных актов отсутствуют.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Поскольку иное в данном случае не предусмотрено, то кассационная инстанция рассматривает жалобу налоговой инспекции в пределах заявленных в ней доводов.
Поскольку налоговой инспекции при подаче кассационной жалобы была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения жалобы по существу, в силу статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.22 НК РФ с налогового органа подлежит взысканию в доход бюджета 1 000 руб. государственной пошлины.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 26.05.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2008 по делу N А52-836/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
|
Н.Г. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 сентября 2008 г. N А52-836/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника